Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

12.04.2012 г. | Комментарии Версия для печати
За гранью дозволенного

Текст: З. Кобозева   

Зоя Кобозева
Зоя Кобозева
© 2012 «Универсайт»

Приведу слова Арона Яковлевича Гуревича: «В ряде городов Запада возникают учебные заведения нового типа – университеты. „Университас“ по-латыни означает „объединение“. Университет состоял из студентов и профессоров. Они объединялись и для того, чтобы решать свои дела и организовывать самоуправление, и для того, чтобы отстаивать свою независимость и привилегии от города, в котором университет расположен <…>. Везде языком науки была латынь, поэтому трудности с языком у студента, выучившего латынь в школе, не было <…>. Университет делился на землячества – объединения студентов из той или иной страны, сохранявших свои обычаи, и на факультеты, каждый из которых специализировался на какой-то отрасли знания».

Университетское пространство для меня – это мир, в который можно уйти как в затвор от этики современности, подразумевающей установку на успех любыми средствами, а в Самаре ещё и помноженную на тексты поведения нуворишей. Университетская аура создавалась в Самаре постепенно, учитывая отсутствие университета в дореволюционный период. Создавалась усилиями тех специалистов, преподавателей, которые приехали в молодой Куйбышевский государственный университет, принеся с собой традиции тех вузов (Московского, Казанского, Саратовского и др.), в которых учились и работали. Их интеллектуальным и этическим потенциалом уже в 80-е гг. XX в. образовалось университетское пространство, представлявшее собой высокую планку в жизни абитуриента, который смог стать студентом КуГУ. Идеологический аппарат советской власти в определённой степени являлся и тем надзирающим за нравственностью вуза элементом, который, с одной стороны, возможно, и ломал личность, индивидуальность, с другой – не позволял осквернять хамством университетское пространство, не позволял этому хамству сделаться университетской повседневностью. Помимо знаний, которые студент получает в университете, он ещё и приобщается в его стенах к мировой культуре. Когда я была школьницей, мама, преподаватель университета, водила меня на посвящения студентов филфака. При свете рампы студентка университета читала стихотворение А. Блока «В ресторане». Это было моё самое сильное впечатление от университета, в определённой степени сакральное. Со своим одноклассником мы пришли на занятия Школы историка. Там читали лекции Ю. Н. Смирнов, выпускник Московского государственного университета, ныне декан истфака, профессор; Э. Л. Дубман, также профессор истфака. С замиранием я воспринимала не только знания, но и манеру изложения, особый стиль общения, предполагающий некую интеллектуальную коллегиальность. Когда я окончила истфак в 1992 г., события в стране стремительно менялись, и главной установкой стала задача экономического выживания семьи. Университет не мог обеспечить материального благополучия. Но именно университетское пространство стало для меня тем островком, где можно укрыться от торжества «грядущего Хама». Ненормативная лексика в жизни русских людей существует перманентно. Я намеренно не касаюсь проблемы превращения мата в объект научного исследования и художественной рефлексии. Студенты матерились в различные исторические периоды. Но никогда матерщина как стиль речи не господствовала так тотально, откровенно, бессовестно и неприкрыто в коридорах университета и в пространстве так называемого университетского городка, как сейчас. Когда я иду рядом с молодыми людьми, громко «разговаривающими» между собой матом, для меня оскверняется университет, вся моя судьба, с ним связанная, моё мироощущение. В силу той манеры общения со студентами, которую мне когда-то привили мои преподаватели, я не могу себе позволить остановить этих юнцов и повести их к ректору. И, наконец, я женщина, я же не «оно», чтобы самой вступаться за свою честь и достоинство, так как меня оскорбляет нахождение в пространстве университетского мата.

На заключительном занятии по «профессиональной этике» студенты 3-го курса истфака (специализация «историко-культурный туризм») подготовили работы на тему «Презентация туристических маршрутов». Честно, мне хотелось плакать от восторга: столько креатива, артистизма и доброты! Не могу не поблагодарить их публично.

Выдержки из того, что написали студенты истфака на тему мата в университете

 «Дикие недочеловеки» (С. Пузырёв); «Мат – признак малого словарного запаса. Слово имеет силу. Оно материально. Разговаривая матом, человек наносит прежде всего себе жестокий удар. У счастливого человека, стремящегося к любви, нет необходимости в мате. Замечайте счастье! Любите!»; «На мой взгляд, это какой-то неправильный способ показать себя и свою крутость. Возможно, это идёт от безнаказанности некоторых субъектов, которые возомнили, что им всё дозволено»; «Русский мат – самое точное, что есть у нас, у русских. Но одно дело, когда человек ругается в своей среде, и совсем другое – университет. Это ведь определённая культура, высокая. Кроме того, студенты – взрослые люди, а взрослые должны контролировать свои эмоции»; «Лично мне очень не нравится ненормативная лексика в стенах университета. Люди, получающие высшее образование, должны себя вести соответствующе» (Лена Кирсанова); «Я негативно отношусь к мату. Считаю, что это неуважение к окружающим. Эпицентром я считаю кресла на первом этаже. Это место сбора такой лексики» (Илона Барсукова); «Самое страшное в мате то, что его легко запоминают дети… Чаще всего, если люди много ругаются матом, это означает, что они не умеют нормально говорить обычным русским языком. Мат давно не моден, как и курение» (Настя Макарова); «Университет выпускает из своих стен интеллигентов, а не невоспитанных матершинников с высшим образованием»; «Мат создаёт дискомфорт окружающим…»; «Как бы это странно ни звучало, но мат становится неотъемлемой частью русского языка. И бороться с этим, я думаю, уже поздно и невозможно. Но что-то пытаться делать всё-таки нужно. Наказывать штрафами, вплоть до отчисления. Другие методы вроде бесед, разговоров, увы, не действуют»; «Необходимо бить в набат, ибо мы теряем нашу культуру»; «Мат: самовыражение или духовная убогость? Я уже слышу возражения, возможно, приправленные тем же „народным слогом“: „А какое тебе дело? Чё, больно культурный? Уйди в другое место, раз уши вянут!“ Казалось бы, вот мне, ханже очкастой, не привыкшей к суровой реальности, какое дело? И я отвечу: „Да мне нет никакого дела до вас, но подумайте о себе!..»; «В наше постмодернистское время избавиться от мата невозможно: пишутся стихи с использованием мата, снимаются фильмы. И, на мой взгляд, вставить подобное словечко, когда оно в тему, есть смысл. Но только если это привносит особый смысл в повествование. А в академических стенах университета с матом следует быть осторожнее, дабы не нарушить эту зыбкую атмосферу, созданную столетиями мэтрами педагогики» (Даша Шеховцева); «Тут срабатывает негласный закон: всё, что нельзя, притягивает. Бороться и искоренять – бесполезно, но пресекать и как-то контролировать – нужно!» (Таня Бабкова); «Матерятся от потери чувства прекрасного, от чёрствости сердца и жестокой безразличной холодности и равнодушия к чужому горю. Это ужасно, что сегодня молодёжь не мечтает о чём-то великом, светлом и чистом, с детства они впитывают эту атмосферу звериного, алчного, корыстного. Эгоизм проникает в их сердце, разрушая душу»; «Мне очень некомфортно, когда я иду по взлётке, а некоторые люди матерятся. Причём не просто вставляют пару-тройку слов, а просто говорят матом. Это печально, потому что теряется что-то очень важное»; «Мат уродует людей. Молодую красивую девушку превращает в деревенскую бабу»; «Лично меня не задевает, когда при мне люди позволяют себе выразиться нецензурно. Это не значит, что мат – это хорошо, скорее среда, в которой я рос, к сожалению, воспитала меня таким образом. Что касается мата в университете, это однозначно неприемлемо»; «Откровенно говоря, мат уже изрядно надоел. Порой кажется, что люди не знают нормального русского языка. Мы учимся в самом классическом самарском вузе, и, мне кажется, именно у нас мат недопустим. Особенно убивает веру в идеальных девушек женский мат. Девушка – определённый идеал, который не должен терять свою святость» (Андрей Золотухин); «Университетское образование стало доступно для многих, следовательно, в университете происходит то же самое, что и за его пределами. Мат в университете является следствием общих нравственных проблем» (Антон Томаровский); «Мат в университете  как социальный срез общества. Система ЕГЭ позволила интегрироваться в университетское пространство людям, которые раньше по уровню своего воспитания и образования в университет никогда бы не поступили. Также мат является формой общественного протеста. Мат – показатель ложной мужественности. Ложная культура породила ложных людей, прикрывающихся ложной идеологией.  В глубине всего этого лежит глубокий социальный антагонизм, вызванный уровнем жизни после падения СССР».



назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.