Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

20.03.2012 г. | События Версия для печати
Университет серебряного возраста

Текст: Денисов Алексей   

Валентина Евгеньевна Кадочкина
Валентина Евгеньевна Кадочкина
Фото: А. Денисов

Совсем скоро, 31 марта, университету пожилых, который в 2006 году открыл свои двери первым 100 студентам, исполняется шесть лет. За это время выпускниками этого удивительного вуза стали более 600 человек, 67 из которых – в феврале 2012 года. В честь этой знаменательной даты об университете, его перспективах и полученных результатах рассказывает его директор кандидат психологических наук, доцент Кадочкина Валентина Евгеньевна.

 - Валентина Евгеньевна, добрый день. Расскажите, пожалуйста, что такое университет пожилых и как возникла идея его создания? 

- История университета пожилых началась в 2006 году, когда Алексей Владимирович Нечаев, заведующий кафедрой международных отношений СамГУ, и Наталья Васильевна Бодягина, выпускница университета, которая работает сейчас в вальдорфской школе, побывали в нескольких странах и увидели, какая интересная жизнь начинается у людей, вышедших на пенсию. Там понимают, что человек вступает не в период доживания, а в пенсионный возраст развития. Конечно, среди пенсионеров есть те, кто прожил не самую интересную жизнь и не сохранил познавательной потребности. Но у многих осталось желание узнавать новое. Это подтверждают социологические исследования заведующей кафедрой социологии социальной сферы и демографии СамГУ Щукиной Нины Петровны, которые показывают, что 43 % пенсионеров (данные 2006 года) готовы учиться.

За рубежом Алексей Владимирович и Наталья Васильевна увидели, как люди этого интереснейшего возраста учатся, слушают лекции профессоров. И решили перенять этот ценнейший опыт и силами коллектива Ассоциации выпускников СамГУ создать в Самаре первый университет пожилых.

Все наши студенты всю жизнь посвящали работе, иногда даже забывая о семье. И вот теперь, когда они стали пенсионерами, их жизнь лишилась смысла. Человек не может жить, если у него нет впереди какого-то маячка, цели, к которой он будет стремиться. Мы стараемся убедить своих слушателей в том, что если они покопаются в себе (с нашей помощью), то обязательно найдут цель в жизни.

 - Какова образовательная программа в вашем университете?

 - Наше обучение – это авторская программа, которую мы придумали с коллегами. Она состоит из двух этапов.

Первый этап – «Переходный возраст».

На этом этапе нашим студентам читают лекции по психологии переходного возраста, психологии и педагогике семейной жизни, по экологии, здоровому образу жизни и юридическим вопросам. Им объясняют, что они не одиноки, а изменения в их организме, связанные с ухудшением здоровья, – это возрастные особенности. То есть происходит введение в процесс обучения. Люди убеждаются в том, что проблемы, которые у них есть, можно решить. Завершая обучение на первом этапе, каждый из наших студентов пишет проект «Образ моего будущего».

Какие это интересные проекты! Кто-то разрабатывает программу своего оздоровления, кто-то создает генеалогическое древо своего рода. Все проекты – это осмысленное движение вперед. За время их подготовки обрабатывается огромное количество литературы, в том числе в интернете.

Второй этап – обучение специализации.

 Затем мы предлагаем студентам выбрать специализацию дальнейшего обучения.

 1) «Компьютерная грамотность». Пожилые люди понимают, что жить в отрыве от информационного пространства очень сложно. Эта программа самая популярная. Студентов обучают основам обращения с компьютером, в частности с офисными приложениями, интернетом, учат пользоваться электронной почтой.

В этом году компьютерной грамотности пенсионеров учили студенты механико-математического факультета Алтунина Елена, Погильдяков Иван и Шистеров Дмитрий. Ребята, мне кажется, приобрели ценный педагогический опыт. Где-то в душе они, наверное, сердились на таких «тугодумов» старшего возраста, но вскоре привыкли к нам, им было интересно наблюдать за тем, как мы развиваемся. Я очень благодарна декану мехмата Новикову Сергею Яковлевичу, который откликнулся на нашу просьбу и нашел этих прекрасных ребят. Они начали работать весной, а закончили перед зимней сессией, причем работали бесплатно. Наши студенты бесконечно им благодарны.

2) «Здоровый образ жизни». Раньше в рамках программы студенты занимались физкультурой. Но сейчас мы не можем договориться о получении спортивного зала для занятий.

 3) «Грамотные бабушки». Психолого-педагогическая подготовка по работе с детьми. Наш университет – это учебное заведение, где учатся люди пожилого возраста. Пожилой человек прожил долгую жизнь и приобрел опыт и знания, которыми может и хочет делиться с другими людьми, особенно молодыми. К сожалению, люди серебряного возраста иногда излишне назидательны, авторитарны из-за особенностей воспитания и времени, в которое мы жили, поэтому наша задача заключается в том, чтобы научиться передавать свои знания так, чтобы молодежь захотела их получить.

 4) «Краеведение». Эта специализация у нас открылась благодаря профессору Эдуарду Львовичу Дубману, который по моей просьбе рассказывал студентам о зарождении Самары. Его лекции пользовались таким огромным спросом, что сами слушатели предложили организовать краеведческое направление. Так же как и по другим направлениям, здесь мы подготовили чрезвычайно интересную программу. Надеемся, что и в будущем перед нашими благодарнейшими слушателями не откажутся выступать лекторы из СамГУ, такие как Эдуард Львович Дубман и профессор заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Сергей Алексеевич Голубков.

После завершения второго этапа обучения студенты также готовят проект. На защиту выносились такие научные работы, как «Самара музыкальная», «Самарские меценаты и благотворители», «Самарский батюшка», «Иконописец Григорий Журавлев», проект о площади Героев 21-й армии, о пивоваренном заводе Альфреда фон Вакано, о средневолжском Маршаке – Самуиле Эйдлине. Чудесный материал представил на общий суд Валерий Павлович Сенников – «Путешествие на гору Тип-Тяв». На эту гору Валерий Павлович водит родителей с детьми от 3-4 лет. Он показал множество фотографий, продемонстрировал маршруты движения. Мы планируем сходить все вместе на эту экскурсию.

Каждая специализированная программа длится 96 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа.

- Валентина Евгеньевна, а почему психолого-педагогическая подготовка по работе с детьми называется «Грамотные бабушки», а не «Грамотные бабушки и дедушки»? Есть ли в вашем коллективе мужчины?

- Мужчин совсем мало. В последнем выпуске из 67 человек их было только трое. Конечно, хотелось бы, чтобы в следующем наборе было больше дедушек, поскольку разнополая публика в любом возрасте – это стимул к развитию. У нас есть чему поучиться и мужчинам.

- Много ли пожилых людей обращаются к вам с просьбой принять их в университет?

- В феврале 2006 года мы дали объявление из трех строчек в «Социальную газету» о наборе слушателей в университет пожилых и были очень удивлены, когда на первое собрание пришли около 200 человек.

Звонки с просьбами раздаются постоянно. Совсем недавно, например, мне позвонила женщина и попросила записать её в университет. Когда я ей сказала, что сейчас можно только встать в очередь (она составляет около 170 человек), она заплакала. «Пожалейте меня, пожалуйста, я так одинока. Внуки уехали, я живу одна в частном доме и больше не могу так жить», – произнесла женщина. Я ей ответила, что запишу её, но не потому, что пожалела, а для того, чтобы во время обучения она нашла человека, который нуждается в помощи больше неё. Новый набор у нас сейчас около 80 человек.

- Работа, которую вы делаете, требует не только физических и эмоциональных, но и финансовых и организационных затрат. Кто финансирует ваш проект?

- Последние четыре месяца мы получаем финансовую помощь по двум нашим специализированным образовательным программам от МОУ ДПО «Центр развития образования городского округа Самара», директором которого является доктор исторических наук Галина Ефимовна Козловская. Наши студенты ей очень благодарны за эту бесценную помощь.

Хотелось бы также поблагодарить Самарский госуниверситет за то, что для занятий по программе компьютерной грамотности нам предоставляют компьютерные классы.

Интересно отметить, что одним из первых спонсоров нашего университета был известный российский радио- и телеведущий, журналист, актёр и режиссёр Александр Гордон.

- Каких, на ваш взгляд, наиболее значимых результатов добился коллектив университета и его студенты за 6 лет?

- За эти годы мы стали опытней, научились более тонко с психологической точки зрения строить отношения с нашими студентами. Нам удалось научиться слушать и слышать их, учитывать интересы людей пожилого возраста при составлении образовательных программ.

Последние наши выпускники организовали клуб «Серебряный возраст», где студенты будут обсуждать разные темы и приглашать на эти встречи интересных людей. В нашем университете в качестве дополнительной нагрузки изучается английский язык. Около 10 человек ходят на танцы. Существует туристический клуб университета пожилых «Ещё не вечер». Его участники обошли все Жигулевские горы и стали своими людьми в поселке Солнечный, Богатырь, Бахилова Поляна и Ширяево. Их там знают, потому что они участвуют во всех местных праздниках.

Летом 2011 года мы участвовали в форуме «Серебряный возраст», где представляли себя и свой университет. Засветившись на самарском телевидении и в газетах, стали получать массу писем и звонков с просьбой принять в университет. Наши студенты хотят переименовать «Университет пожилых» в «Университет серебряного возраста».

Теперь я как психолог могу сказать совершенно точно, что университет запускает процесс саморазвития и взаимообучения. Мне легко понимать наших учащихся. В этой работе я нашла смысл жизни, хотя у меня хорошие отношения с моими детьми, есть внуки. Но я не хочу лечь на диван и ограничить свою жизнь домом, внуками, телевизором и книгами.

Когда наши выпускники оканчивают вуз, я им говорю: «Дальше – сами». Практически все они уже не могут обойтись без интеллектуальной подпитки и хотят продолжать обучение по другим специальностям или учиться самостоятельно. Они выходят на этап самообучения, когда своим настроением способны будоражить не только собственный ум, но и сознание окружающих. 

У нас здорово, у нас очень-очень здорово!



назад

Фотогалереи по теме:

Университет серебряного возраста [9 фото]

Университет серебряного возраста


Университет серебряного возраста


Университет серебряного возраста




Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.