Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

23.02.2012 г. | Конференции Версия для печати
Интеграция СамГУ в современное образовательное пространство

Текст: Т. И. Руднева, председатель оргкомитета конференции д. пед. н., профессор, заслуженный деятель науки   

© 2012 «Универсайт»
© 2012 «Универсайт»

На базе Самарского государственного университета 16 и 17 февраля 2012 года проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в современном мире» под эгидой Координационного совета по педагогике и психологии при Российской академии образования. На конференцию поступили доклады из 28 учебных заведений, в том числе из Республики Беларусь, Москвы, Казани, Саратова, Воронежа, Грозного, Пензы и других городов.

В 2011 году Самарский государственный университет был включен Координационным советом РАО по педагогике и психологии в тематику научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам современного российского образования.

Пленарное заседание конференции открыл ректор СамГУ д. пед. н., проф. И. А. Носков, который отметил значимость заявленных направлений работы конференции и ее масштабность. С приветственным словом к участникам по Skype обратился академик Российской академии образования, д. пед. н., проф. Б. М. Бим-Бад, который акцентировал внимание на практико-ориентированном характере современного высшего образования и ответил на вопросы участников.

На пленарном заседании были представлены доклады: «Сценарии персонального будущего и стратегия личностного развития» (д. филол. н., проф. С. А. Голубков), «Антиномии современного образования» (д. филос. н., проф. В. А. Конев), «Безопасность жизнедеятельности: требование федерального государственного образовательного стандарта или жизненная потребность?» (д. мед. н., проф. И. Г. Кретова), «Основные направления работы конференции „Образование в современном мире“» (д. пед. н., проф. Т. И. Руднева). Профессор С. А. Голубков отметил: «Необходимо акцентировать внимание на таком необходимом интеллектуальном качестве составителя сценария грядущей жизни, как дальновидность <…>. Сценарий жизни выступает формой индивидуального проектирования будущего профессионала <…>. За порогом вуза начинается профессиональная практическая работа, не освобождающая выпускника от дальнейшего самообразования, а, напротив, в условиях современного информационного взрыва настоятельно побуждающая человека искать наиболее эффективные формы такой самообразовательной деятельности с расчетом на всю творческую жизнь. Так что сценарий жизни – это во многом и рациональное планирование многолетней профессиональной судьбы». Профессор В. А. Конев обратил внимание на то, что «появление новых средств закрепления и передачи информации привело к изменению культурной ситуации <…>. Современное общество делает запрос на живую мысль и личностное развитие человека, а существующая система образования продолжает быть ориентирована на передачу знаний и дисциплинирование индивида. Мастерство педагога заключается в способности искусно лавировать в поле антиномий образования». Профессор И. Г. Кретова заметила: «В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и воспитание культуры безопасности. Рассматривая культуру безопасности как компонент общей культуры, следует формировать в первую очередь общую культуру человека, а уже в ней делать акцент на культуру безопасности». Профессор Т. И. Руднева отметила, что сегодня вузы осуществляют свою деятельность в условиях перехода на многоуровневую систему профессионального образования, что вызывает потребность в изменении средств обеспечения учебного процесса и усложняет деятельность преподавателей. Ведущей становится методическая деятельность в условиях решения инновационных задач, а управление инновациями предполагает развитие педагогических систем и формирование нового корпуса педагогических кадров для вузов.

Все доклады вызвали живое обсуждение. В заключение заместитель председателя конференции д. пед. н., проф. Т. И. Руднева рассказала об основных направлениях работы конференции. После перерыва началась работа секций. Так, на секции «Качество профессиональной подготовки в условиях многоуровневого образования» начальник методического отдела учебно-методического управления Н. В. Соловова провела мастер-класс «Проектирование рабочих программ учебных дисциплин и паспортов компетенций на основе ФГОС ВПО», на котором представила технологию проверки основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и пошаговую процедуру проектирования паспорта компетенций. В рамках заявленной проблемы выступили и другие преподаватели. М. Ю. Спирин рассказал об опыте применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов бакалавриата (1-й курс юридического факультета), И. И. Коган обратилась к проблемам и перспективам внедрения компетентностного подхода на филологическом факультете. Участники секции «Интеграционные процессы в поликультурной образовательной среде» осветили вопросы социализации и адаптации в поликультурной образовательной среде, межкультурного взаимодействия как психолого-педагогической проблемы, межкультурных различий и формирования толерантного сознания, поликультурной коммуникации в образовательном процессе вуза, нахождения собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума. Обсуждение проходило в рамках круглого стола «Преподаватель вуза в поликультурной образовательной среде». А. А. Харьковская обратила внимание на процесс формирования содержания образовательного дискурса в общеобразовательной практике развития речевых навыков студентов вуза; были выявлены и раскрыты новые тенденции в обучении иностранному языку. Н. А. Плеханова отметила проблему формирования межкультурной компетентности студентов вуза как важнейшей составляющей современного образования. С интересом участники круглого стола выслушали выступление Р. А. Чегмизовой «Как я стала преподавателем иностранного языка», которая обозначила проблему влияния иноязычной среды на социальную мотивацию и дальнейшее профессиональное развитие. Феномену толерантности в современном мире было посвящено выступление Р. А. Торосяна. Сообщение о межкультурной компетентности как психолого-педагогической проблеме представила Д. Л. Дудович. Выступление С. Г. Меньшениной было посвящено формированию аналитических умений у будущих специалистов компьютерной безопасности средствами иностранного языка. Работа секции «Современные вузы России: инновационные процессы» проходила в виде проблемного семинара «Методология научного поиска в области профессионального образования», где обсуждались проблемы современного вуза: адаптивные системы (О. Н. Беришвили, И. А. Васельцова); педагогическая инновация, готовность к инновационной деятельности (Т. И. Руднева); инновационный подход к формированию культуры студентов (Ю. В. Вохмина). Был представлен доклад д. пед. н., проф. С. Н. Филипченко (г. Саратов) об инновационной деятельности современного университета. Секция «Миграционная образовательная политика в регионе» проходила в виде пресс-конференции на тему «Адаптационные и этические проблемы мигрантов». Был обозначен круг проблем: социальная и культурная адаптация мигрантов, самореализация, защита здоровья, образование. Содержание пресс-конференции вызвало живой интерес у студентов специальности «социальная работа», которые подготовили вместе с преподавателями кафедры теории и технологии социальной работы выставку «Практика глазами студентов», посвященную деятельности самарских национально-культурных центров «Акжол», «Проминь», «Армянская община», «Пехиль», «Ассоциация корейцев», «Маккаби», «Курултай», «Романо Центр».

Конференция осветила различные проблемы современного образования, которые в виде статей представлены в подготовленном ко дню конференции сборнике «Образование в современном мире».



назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.