Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

13.09.2011 г. | Наука Версия для печати
Формируем язык без участия сознания

Текст: Денисов Алексей   

Клюшина Анастасия
Клюшина Анастасия
© 2011 «Универсайт»
Доклад на тему «Искусственные слова на неосознанном уровне» позволил нашей студентке Клюшиной Анастасии занять первое место на ХХХVII Самарской областной студенческой научной конференции (подсекция «Жизненный мир личности»), посвящённой 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина и Году российской космонавтики.

В 2009 году Анастасия, студентка психологического факультета СамГУ, решила посвятить себя научно-практической деятельности. В качестве объекта исследований она выбрала тему «Возможности формирования категориальной связи с искусственными словами на неосознанном уровне» и начала работать под чутким руководством старшего преподавателя кафедры общей психологии Куделькиной Натальи Сергеевны. Сейчас Настя учится на третьем курсе и продолжает заниматься исследованиями по выбранной тематике.

Я спросил Анастасию, в чем заключается смысл её научной работы. Оказывается, студентка проверяет возможность формирования языка без участия сознания. Приведём пример. В раннем детстве у каждого из нас слова начинают ассоциироваться с определенными образами. Скажите «кошка» – и в сознании всплывёт образ мягкого, пушистого существа. Но если бы ребенку в детстве не сказали, что это кошка, он вряд ли стал бы связывать это существо с данным понятием. Анастасия создала компьютерную программу, которая на очень короткое время (порядка 20 миллисекунд) показывала испытуемым искусственное слово. Это могли быть цифры, буквы или символы, которые сами по себе не несут смысловой нагрузки. Затем участники эксперимента в течение 8 минут решали задачи, в которых встречались с искусственным словом, и неосознанно присваивали этому слову определенное значение. После работы с программой человек гораздо быстрее выполнял те задания, на которые раньше у него уходило много времени. Такой эффект достигается благодаря тому, что люди начинают оперировать искусственным словом как конкретным понятием.

- Настя, расскажи, пожалуйста, о своих исследованиях.

- Сейчас очень развита парадигма прайминга – получение информации на уровне, не доступном для сознания. Прайминг – это инструмент, при помощи которого я исследую процесс категоризации, то есть то, почему человек относит ручку к письменным принадлежностям, а не к чему-то иному. Происходит это потому, что с детства у нас формируется сеть семантических полей, устанавливаются связи на психологическом и физическом уровнях. Психологический уровень разделяется на осознанный и неосознанный. Мои испытуемые не могут сказать, что означает конкретное искусственное слово, которое я показываю им, и процесс формирования языка происходит без участия сознания. В этом и есть основной плюс исследований. Дело в том, что на неосознанном уровне человек решает задачи эффективнее и быстрее.

- Предусмотрено ли практическое применение этой программы?

- В настоящий момент исследования находятся на таком этапе, что реальное применение разработок – это мои мечты. Гипотетически программу можно будет использовать в любой области, будь это PR-технологии, социологические исследования, юридические аспекты психологической деятельности. Возможно дистанционное обучение через Интернет при условии, что к исследованиям подключатся специалисты. Использование программы может выглядеть следующим образом: человеку присылают программу, и за 8 минут (время эксперимента) ему удается выучить без зубрежки одно понятие. Практическая реализация возможна в обозримом будущем, всё очень быстро развивается.

- Означает ли это, что я смогу перед сессией запустить программу и сэкономить своё время на подготовку к экзаменам?

- В принципе, такой вариант возможен (смеется). Но пока об этом говорить рано, нужно очень многое продумать. Этой темой мало кто занимается, следовательно, ограничено количество научных трудов, на которые я бы могла опираться. Похожие исследования в 40-х годах прошлого века проводил выдающийся советский психолог Лев Яковлевич Выготский. Сейчас выявляется много побочных переменных, мешающих реальному применению программы.

- Что помогает тебе продолжать исследования?

- Во-первых, моя семья поддерживает меня во всех моих начинаниях. К тому же у меня выработался такой жизненный девиз: «Нельзя не делать того, что тебе нравится». По собственному желанию я поступила на психологический факультет и сейчас получаю удовольствие от своего выбора. В рамках специальности могу заниматься многим из того, что мне нравится. Да и просто приятно общаться с психологами – людьми с особенным внутренним миром.

- Чем ты планируешь заниматься до окончания университета? 
 
- Научной деятельностью в первую очередь. Сейчас самое близкое мне направление – работа по гранту, который я и моя подруга Немцева Ольга (4-й курс, специальность «психология») получили за исследование «Развитие личностных ресурсов (самоотношения) воспитанников детских домов». Нас поддержали учредитель конкурса Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Самарской области и его организатор – государственное бюджетное учреждение Самарской области «Молодежный досугово-оздоровительный центр „Лесная сказка“».

По этому направлению мы работаем в течение года. Наша основная задача заключается в том, чтобы помочь детям из неблагополучных семей, выросшим в тяжёлой психологической обстановке, адаптироваться к нормальной жизни. Сейчас проект работает и с хорошей динамикой набирает силу.



назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.