Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

08.06.2011 г. | Наука Версия для печати
Петр Серафимович Кабытов: путь в науку – от студента до профессора

Текст: Н. Н. Кабытова   

Пётр Серафимович Кабытов
Пётр Серафимович Кабытов
© 2011 «Универсайт»
В 2011 году 70-летний юбилей отмечает доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Пётр Серафимович Кабытов. В честь этой даты в издательстве «Самарский университет» вышел сборник научных статей «Проблемы российской и социальной истории», в котором опубликованы статьи учеников Петра Серафимовича , а также видных российских историков.

О становлении П. С. Кабытова как ученого-историка и его творческих планах рассказывает Н. Н. Кабытова.

Жизненный путь человека определяется рядом обстоятельств, сложившихся в результате внутренних потребностей личности и влияния окружающей действительности. В становлении ученого базовыми являются студенческие годы, когда простор для поиска кажется безграничным, а трудности – вполне преодолимыми. В зрелые годы приходит понимание ограниченности человеческих возможностей и необходимости постоянного, упорного, кропотливого труда для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач.

П. С. Кабытов поступил в Казанский государственный университет на историко-филологический факультет по специальности «история» в 1965 г. К этому времени за его плечами был четырехлетний рабочий стаж и трехлетняя служба в армии1. Данные обстоятельства, несомненно, выделяли его среди однокурсников (в большинстве своем вчерашних выпускников школ). Имея опыт социализации в сельской и городской, рабочей и армейской среде, потребность и склонность к получению не просто образования, а глубоких и разносторонних знаний, Петр Кабытов выбрал изучение истории как универсальной науки о человеческом обществе. Ему было с чем сравнивать. В условиях, когда «физики – в почете, а лирики – в загоне», он три семестра проучился на вечернем отделении Альметьевского филиала Московского нефтяного института имени Губкина, но оставил его, предпочитая историческое образование в одном из старейших университетов страны.

Суть университетского образования заключается не только в приобретении базовых знаний по специальности или направлению обучения. Это, прежде всего, включение студентов в научно-исследовательский процесс. С первого курса – на лекциях и семинарах, на заседаниях научных кружков и индивидуальных консультациях – молодых людей учили специфике работы с историческими источниками и исследованиями. Студент Кабытов всегда с энтузиазмом включался во все виды деятельности, охватывающие различные стороны университетской жизни: выступал на семинарах и научных конференциях, посещал кружки, выполнял большую общественную работу.

Казалось бы, семинарские занятия по базовым дисциплинам – это рутинное закрепление учебного материала. Однако в университетской традиции проблемный семинар преобладает над семинаром-репетиториумом. Он позволяет студентам не просто запоминать события и факты, а анализировать их, синтезировать, формулировать самостоятельные выводы. На семинарских занятиях Петру Кабытову не было равных по активности. Даже если он не выступал докладчиком или рецензентом, то инициировал обсуждение дискуссионных вопросов, всегда имел собственное аргументированное мнение. Все настолько к этому привыкли, что часто выбирали его в качестве третейского судьи при столкновении противоположных мнений. Иногда доходило до курьёзов. Профессор Г. Н. Вульфсон был мастером по созданию неординарных ситуаций в ходе учебного процесса. Тогда он, еще будучи доцентом, читал лекционный курс по истории дореформенной России и вёл семинарские занятия по общественному движению в это время. На одном из семинаров рассматривались революционные идеи и их проповедники. Одна из студенток сделала доклад, посвящённый взглядам В. Г. Белинского, заученно повторяя положения советских исследователей о том, как Белинский «неистово» боролся с крепостничеством. Доклад был правильный и скучный, обсуждать было нечего. Руководитель семинара Вульфсон решил заинтриговать аудиторию, задав докладчице простой вопрос, предполагающий, однако, аргументированный ответ и приведение различных точек зрения. Он спросил ее: «Был ли Белинский атеистом?» Докладчица недоуменно молчала: она же сказала всё, что про него написано в книжках. Сокурсники ей кивали, шептали: «Да», но она совсем растерялась, а потом вдруг заявила: «Нет, Белинский не был атеистом». После этого между преподавателем и студенткой начался анекдотичный диалог:

– Попробуем выяснить этот вопрос по-другому. Скажите, а Кабытов – атеист?

– Да, атеист.

– А я – атеист?

– Нет, вы – не атеист.

– Так почему же Белинский и я – не атеисты, а Кабытов – атеист?

– Потому что он – хороший человек.

Вульфсон возмущенно пожимал плечами, студенты хохотали. Такая безыскусная аргументация, пожалуй, высветила главное качество П. С. Кабытова – коммуникабельность на основе уважительного отношения к людям.

Участие в научных кружках позволяло выбрать направление будущей специализации. Во второй половине 1960-х годов самыми популярными кружками  у историков Казанского университета были «Античный понедельник» и «Клуб УИПД». Первый функционировал при кафедре всеобщей истории под руководством профессора А. С. Шофмана; второй, возглавляемый профессором Г. Н. Вульфсоном, знакомил с уникальными источниками, подлинными документами, приглашая к их расшифровке. Общественных объединений и форм самоорганизации студенческой молодежи в советское время было гораздо больше, чем сейчас. Некоторые из них канули в лету (партийная, комсомольская организации), другие дожили до наших дней (профсоюзы, студсоветы, студклубы, стройотряды). Активная жизненная позиция П. С. Кабытова, естественно, привлекла внимание как студентов, так и преподавателей: его выбрали студенческим деканом ист.-фил. факультета. Он стал помощником декана в организации учебно-воспитательной работы. Петр Кабытов был не просто полномочным представителем студентов на всех уровнях. Он умело защищал их интересы: предоставление стипендии, мест в общежитии, оказание материальной помощи и моральной поддержки.

На третьем курсе у студентов-историков началась специализация, то есть подготовка по определенному профилю исторического знания: зарубежной истории, истории СССР, истории КПСС. П. С. Кабытов выбрал отечественную историю начала XX столетия, а научным руководителем – профессора И. М. Ионенко. С этого времени он стал углубленно заниматься изучением эпохи войн и революций в имперской России, стремясь к постижению феномена «русской смуты» и доказывая, что ее беспощадность была отнюдь не бессмысленной. Под руководством Ивана Михайловича Ионенко сложилась школа историков, исследовавших различные аспекты революционного процесса в Поволжье. Он был настоящий мастер, сумевший привить своим ученикам честность и принципиальность, добросовестность и ответственность в научной деятельности. Подготовив и блестяще защитив дипломную работу по теме «Советы крестьянских депутатов Поволжья в 1917 году», П. С. Кабытов выявил и обобщил новые интересные факты о специфике этих организаций и поставил ряд проблемных вопросов о стихийном и сознательном в крестьянском движении. Его выводы носили проблемно-прогностический характер. Таким образом, уже на уровне выпускной квалификационной работы проявился творческий потенциал историка-исследователя.

По результатам научно-исследовательской работы П. С. Кабытов был рекомендован для поступления в аспирантуру; успешно сдав вступительные экзамены, он был зачислен в нее по кафедре истории СССР Казанского университета. Среди историков-исследователей распространено убеждение, что именно в аспирантские годы формируются теоретико-методологические принципы научной работы. Петр Кабытов под руководством профессора И. М. Ионенко использовал по максимуму это время для создания оригинального, научно значимого труда. В его кандидатской диссертации по теме «Поволжская деревня накануне Февральской буржуазно-демократической революции» рассматривались предпосылки, ход и итоги столыпинской аграрной реформы. Автору удалось не только выявить причины, способы и методы модернизации аграрных отношений в России между двумя революциями, но и показать суть конфликта между народом и властью. Как правило, корпус исторических источников, накопленных исследователем, лишь частично используется в диссертации. Над их интерпретацией, введением в научный оборот и выявлением новых материалов ученый-историк работает постоянно.

В 1972 г. П. С. Кабытов переезжает из Казани в воссозданный в 1969 г. Куйбышевский государственный университет, где Пётр Серафимович последовательно прошёл путь ассистента, доцента, профессора, заведующего кафедрой дореволюционной отечественной истории (ныне российской истории). В конце 1972 г. он успешно защитил в Казанском университете диссертацию и через 2 месяца был утвержден в учёной степени кандидата исторических наук (такой короткий срок в те годы был редкостью). Неуемная энергия молодого преподавателя была сразу замечена. Сначала его назначили заместителем декана, а затем избрали секретарем партбюро факультета гуманитарных наук Куйбышевского университета. Было много разнообразной и ответственной работы – учебной, научной, воспитательной – не только со студентами, но и с преподавателями. Соединение на одном факультете историков, филологов и юристов постоянно вынуждало искать баланс интересов между рационалистами, романтиками и прагматиками. Поскольку в советское время КПСС действительно была «наш рулевой», секретарь ее первичной организации был в курсе всех больших и малых дел коллектива, а возникавшие конфликты Петр Серафимович умел улаживать. Он находил и предлагал конструктивные решения по урегулированию межличностных отношений.

Много сил и времени занимала учебно-методическая работа. П. С. Кабытов читал курс лекций и вел семинарские занятия по русской истории с древнейших времен до конца XVIII в., по отечественной историографии этого же периода, специализации, руководил курсовыми и дипломными работами студентов. Однако научная работа для него всегда оставалась главной. Он расширяет круг своих научных интересов, формирует вокруг себя кружок студентов-единомышленников, погружается в изучение архивных документов по истории Самарского края. Кстати, уже тогда, постигая особенности заселения и непростую судьбу степного Заволжья, Кабытов выдвинул парадигму об определяющей роли аграрных отношений в политических и социальных катаклизмах первой трети XX столетия. Попутно он обратил внимание на историческую несправедливость, связанную с переименованием Самары в Куйбышев, чтобы в будущем решать вопрос о возвращении городу исконного имени на научной основе. Много и плодотворно работая в центральных и местных библиотеках и архивах, выступая на научных конференциях, публикуя результаты своих исследований, П. С. Кабытов для завершения работы над докторской диссертацией в 1981 г. переводится на должность старшего научного сотрудника. После выхода в свет монографии2 и её апробации в ведущих научных центрах, в конце 1983 г. он защитил докторскую диссертацию по теме «Аграрные отношения в Поволжье периода империализма» в Московском педагогическом государственном университете. В ходе защиты неоднократно подчеркивался значительный вклад автора в разработку научно значимой проблемы, отмечалась оригинальность и новизна его основных положений и выводов. Уже через три месяца он был утвержден в докторской степени, а через год получил учёное звание профессора.

С 1983 г. по настоящее время П. С. Кабытов возглавляет кафедру российской истории. Сплоченный под его руководством коллектив достиг значительных успехов в учебно-методической и научно-исследовательской работе. Преподавателями кафедры было издано более пятидесяти программ, планов семинарских занятий, методических разработок. Пётр Серафимович осуществлял являлся составителем программ курсов по истории России, историографии отечественной истории, методических рекомендаций по написанию дипломных работ.

П. С. Кабытов выдвинул и разработал совместно с кафедрой российской истории множество различных научно-исследовательских проектов. Во второй половине 1980-х гг. он организовал научный коллектив, исследовавший проблемы истории Самарского края с древности до наших дней. Результатом стала публикация основанного на архивных источниках, трехтомного труда по истории Поволжья, выдержавшего четыре издания3. Материалы этих публикаций были адаптированы в учебных пособиях, предназначенных для студентов, школьников и всех интересующихся историей, географией, культурой родного края4. П. С. Кабытов является соредактором и одним из авторов таких значимых изданий, как «Самарский краевед», «Краеведческие записки»5, «Историко-культурная энциклопедия Самарского края»6. По инициативе П. С. Кабытова с 1996 г. ежегодно издается общественно-политический и научный журнал «Самарский земский сборник»7, в котором Пётр Серафимович является главным редактором. Под его руководством также были созданы антологии: четырехтомная «Американская русистика»8 и «Классика Самарского краеведения»9 в пяти томах.
Исследуя закономерности и особенности исторического развития внутренних окраин Российской империи, П. С. Кабытов обратил внимание на необходимость выявления общего и особенного в системе административного управления и местного самоуправления в Поволжье. Для этого он организовал и возглавил коллектив авторов по изучению земских учреждений, администрации и городских дум в Самарской губернии. Результатом работы стало издание книг, посвященных деятельности Самарского земства и Самарской губернской думы10. В настоящее время под его руководством продолжается исследование губернского управления, городского и сельского самоуправления. Свой оригинальный вклад внес П. С. Кабытов в освещение личности последнего реформатора Российской империи П. А. Столыпина, опубликовав монографию о его государственной и частной жизни11. Эта книга вызвала большой читательский интерес и была переиздана в Москве.

Особое внимание П. С. Кабытов уделяет подготовке научных кадров историков. Он умеет генерировать идеи, актуализировать проблемы, доказывать важность и необходимость исследования сложных лабиринтов исторического процесса. Кропотливо занимаясь со студентами, магистрантами, аспирантами, соискателями, Пётр Серафимович вовлекает их в лабораторию историка-исследователя, учит методике и технике анализа исторических источников. Под его научным руководством защищено около 200 дипломных работ, 40 кандидатских диссертаций. Он выступил научным консультантом по докторским диссертациям П. И. Савельева, Ю. Н. Смирнова, Э. Л. Дубмана, Н. Ф. Тагировой, Л. М. Артамоновой, Е. П. Бариновой, О. Б. Леонтьевой, В. Ю. Кузьмина, А. В. Сыпченко, И. Е. Козновой, М. Н. Матвеева, С. В. Белоусова, О. А. Суховой, О. В. Ягова, В. Н. Курятникова. Доктора наук В. В. Кондрашин, М. И. Роднов, Е. К. Минеева считают П. С. Кабытова своим наставником. Среди его учеников – заведующие кафедрами, деканы, ректоры, депутат губернской думы.

П. С. Кабытов находится в постоянном поиске новых тем в исторической науке, в курсе всех дискуссий по злободневным вопросам исторического процесса. Он является организатором и участником международных, всероссийских, региональных научных конференций, симпозиумов, семинаров; инициировал всероссийскую научную конференцию молодых ученых – аспирантов и студентов – «Платоновские чтения»12. Научные труды ученого-историка отражают его вклад в изучение той или иной проблемы и свидетельствуют о гражданской позиции автора, так как оценка прошлого определяет отношение к настоящему и позволяет прогнозировать грядущее. П. С. Кабытов опубликовал свыше 300 работ, из которых 12 монографий, 8 учебных пособий. Он подготовил разделы и редактировал тексты 32 коллективных трудов, является автором более 250 научно-исследовательских, научно-методических и публицистических статей. Его наблюдения и аргументы интересны, познавательны, оригинальные выводы и оценки достоверны и убедительны.

Научная деятельность П. С. Кабытова, его активная и ответственная гражданская позиция отмечены почетными званиями, дипломами, грамотами, наградами. Он является заслуженным деятелем науки Российской Федерации, почетным работником высшего профессионального образования России, академиком Петровской академии наук и искусств, Гуманитарной академии, лауреатом губернских премий и премии губернатора Самарской области «За выдающиеся результаты в области гуманитарных наук», почетным членом американского биографического общества, награжден медалями А. С. Пушкина и К. Д. Ушинского и множеством почетных грамот. В настоящее время П. С. Кабытов полон творческих планов. Он разрабатывает и организует научные исследования таких перспективных проблем, как: «Власть и общество в России: история взаимоотношений», «Методология, историография, источниковедение отечественной истории», «Историческое краеведение», «Социокультурное пространство и история повседневности в россий-ской провинции». Созданный им работоспособный коллектив успешно решает актуальные научные задачи, постоянно привлекая к исследовательской деятельности молодую генерацию ученых из числа студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов.

Примечания

1 См.: Кабытов П. С. Судьба-эпоха. – Самара, 2008. С. 37–78.
2 Кабытов П. С. Аграрные отношения в Поволжье в период империализма (1900–1917 гг.). – Саратов, 1982.
3 История Самарского края с древнейших времен до 1917 г. – Саратов, 1987; Земля Самарская. – Куйбышев, 1990; Самарская летопись. – Самара, 1997; История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. – М., 2000.
4 Самарская область. География и история, экономика и культура. – Самара, 1996; 1998; 2001.
5 «Самарский краевед» и «Краеведческие записки» – непериодические издания сборников статей по истории социокультурного пространства Самарского края.
6 Историко-культурная энциклопедия Самарского края. – Самара, 1993; 1994. Т. 1–4.
7 Самарский земский сборник. Общественно-политический и научный журнал. – Самара, 1995–2010. № 1–19.
8 Американская русистика: антология. – Самара, 2001–2003. Т. 1–3; М., 2005. Т. 4.
9 Классика Самарского краеведения. – Самара, 2005–2009. Вып. 1–5.
10 Самарское земство. Опыт практической деятельности (1865–1918). – Самара, 2009; Самарская губернская дума (1994-2009). – Самара, 2009.
11 Кабытов П. С. П. А. Столыпин: последний реформатор Российской империи. – Самара, 2006; – М., 2007.
12 Платоновские чтения: материалы Всероссийской конференции молодых историков. – Самара, 1995–2010. Вып. 1–16.

назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.