Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

16.11.2010 г. | Люди Версия для печати
Классики и современники студенческих трудовых отрядов

Текст: Материал подготовила Зюзина Татьяна   

Дубман Эдуард Лейбович
Дубман Эдуард Лейбович
© 2010 «Универсайт»
И ветераны движения, и новобранцы делились воспоминаниями о стройотрядах, и каждое интервью уникально. Как в калейдоскопе: добавляется новая деталь, и общая картина становится ярче и интереснее. Так что же роднит студентов разных поколений и чем Современники отличаются от Классиков? Узнаем из их рассказов.

Из комсорга – в деканы!

Ивахник Валерий Владимирович, д. ф.-м. н., профессор декан физического факультета СамГУ.

- Валерий Владимирович, почему вы вступили в движение стройотрядов?

- Тогда абсолютно всем здоровым и физически крепким студентам предлагали поработать в стройотрядах. Летом 1970 года, по окончании первого курса СамГУ, я работал в строительном отряде, который был направлен в организацию «СоюзТелефонСтрой» (г. Куйбышев). Мы рыли колодцы, копали траншеи, прокладывали трубы для телефонного кабеля. Работа требовала не только сильных рук, но и четкой организации. Путем голосования назначались командиры, комиссары, бригадиры и комсорги.

- Работа тяжелая. Как ребята с ней справлялись?

- Я бы не сказал, что нам приходилось пересиливать себя. Временами было тяжело, потому что из инструментов были только лопата и лом, приходилось работать руками. Но мы хорошо отдыхали и нам здорово платили. За работу мы получили приличные по тем временам деньги – 300 рублей, на которые я купил себе пальто и отличный костюм, которыми гордился. Жили мы в первом учебном здании СамГУ, на улице Осипенко. На одном из этажей аудитории были переделаны в жилые комнаты, в каждой было по 10-12 кроватей. Кроме работы, была масса увлечений: мы устраивали походы в кино, театры, организовывали спортивные соревнования. В общем, старались разнообразить нашу жизнь.

- Были ли сложности с взаимопониманием в отряде?

- Я был комсоргом, для меня был важен как общий настрой в бригаде, так и каждый отдельный человек. Мы работали со своими сокурсниками, которых успели узнать в течение учебного года. Отряд ставил всех в одинаковые условия, и чтобы плодотворно работать, нужно было превратиться в единый организм, что у нас превосходно получалось. В этом отчасти заслуга тех, кто управлял отрядом, – командира, комиссара, бригадиров. От них зависел не только результат, но и то, насколько студентам будет комфортно в отряде.

- Это ваш единственный опыт работы в стройотряде?

- Нет, конечно! По окончании второго курса меня направили в ту же организацию, но назначили уже на должность комиссара отряда. Хотя я и работал меньше физически, но обязанностей у меня не убавилось: я занимался распределением рабочей силы и организацией досуга. После третьего курса мы работали в стройотряде, который находился в селе Ташла. На тот момент я был командиром стройотряда, а комиссаром был студент мехмата Милюков Валерий. На объекте отряд занимался бетонными работами. Жили в военных палатках около села, купались в речке, в село ходили редко, в основном в баню, попариться!

Последний раз мы ездили в Тыву. Тогда командиром отряда был историк В. Клевлин, комиссаром – историк В. Братчиков. Я был бригадиром. Так за четыре года работы мне удалось пройти все должности в стройотряде.

- Помог ли вам в жизни опыт работы в стройотрядах?

- Не могу сказать, что стройотряды прямо повлияли на мою карьеру. После окончания университета я год работал в лаборатории криминалистики, затем отслужил в армии. После службы вернулся в университет на должность старшего лаборанта. Окончил аспирантуру в МГУ, а с 1980 года работаю в нашем университете. Безусловно, совместная физическая работа позволяет взглянуть на человека по-новому, оценить не только его умственный потенциал, но и его отношение к труду, к людям. Так проявляются настоящие человеческие качества, такие как взаимовыручка и честность. Стройотряд воспитал не только любовь к труду, но и способность понимать окружающих людей, это качество очень мне пригодилось. Я считаю, что люди со стройотрядовской закалкой большего достигают в жизни.

- Как вы относитесь к современному движению студенческих отрядов?

- Мы жили немного в иной стране, чем вы сейчас. Сейчас Россия с ее безработицей, наверное, не так нуждается в молодых неквалифицированных кадрах. Есть достаточно других людей, которые будут рыть эти же канавы. Поэтому направление деятельности строительных отрядов изменилось. С точки зрения воспитания стройотряды играли колоссальную роль. Одной из их задач было проведение агитационной работы среди населения: концерты, беседы, лекции.

Безусловно, я поддерживаю современную молодежь в ее желании не то чтобы возродить традиции прошлого, но создать что-то свое, более актуальное для нашей действительности.

Работа на сибирском курорте

Дубман Эдуард Лейбович, д. и. н. профессор кафедры российской истории, заместитель заведующего кафедрой.

Начал свою деятельность в стройотрядах с бригады, работавшей на прокладке телефонного кабеля в центре Куйбышева (1970 г.). Эдуард Лейбович рассказал нам о том, как с улицы Полевой добраться до Сибири.

- Эдуард Лейбович, вы попали в первый стройотряд Куйбышевского госуниверситета. Что вы чувствовали в тот момент: гордость, ответственность?

- Я чувствовал, что попал в свой коллектив. Я работал в бригаде, которая в основном состояла из историков. Там было много людей, общение с которыми учило жизни и на многое открывало глаза. Тогда в университет на исторический факультет был очень высокий конкурс – пять человек на одно место. Было чему поучиться у своих же ровесников. Мы неделями были вместе. Самое интересное, что мы не уставали ни от тяжелого труда, ни от общения друг с другом. Не хотелось прятаться или прятать от кого-то что-то. А что было прятать? Стипендию мы получали одинаковую, а после работы в стройотряде нам выдали очень приятную зарплату. Для меня в этих деньгах была и помощь маме (которая растила меня одна), и собственная независимость, и гордость. Впечатлений после первого стройотряда осталась масса. Самое главное, тогда мы сильно сплотились и уже не расставались.

- После первого курса вы работали в городе, но после второго попали уже в выездной отряд. Для вас это было хорошей новостью?

- Мы (вы спрашиваете обо мне, а я отвечаю во множественном числе, потому что все мы думали одинаково) были полны энтузиазма и желания утолить жажду приключений, поэтому жутко обрадовались, что придется куда-то поехать. Нас направили с командиром отряда Юрием Квасовым и комиссаром Юрием Горшениным в Томскую область, поселок Стрежевой. Там проходил нефтепровод, и мы строили насосно-перекачивающую станцию, заливали бетонный фундамент. Всё было интересно, всё хотели попробовать, поэтому нам искали человека постарше, чтобы за нами приглядывал. Таким добровольцем оказался Ленар Васильевич Храмков (светлая ему память!). Даже сложно представить, что доцент истфака, преподающий в университете, работает бок о бок со своими студентами! Ленар Васильевич был родным человеком для всех, он мог поднять настроение отряду, уговорить или выслушать любого. Я думаю, что у меня остались такие изумительные впечатления о том времени еще и потому, что с нами был Ленар Васильевич.

- То, что вы находились в Сибири, осложняло работу?

- Сибирь – это же уголок нетронутой природы, курорт, поэтому и воспоминания оттуда самые свежие. Много всяких случаев произошло. Например, в самую первую ночь мы устроились спать на краю болота, и нас атаковали комары – не то что спать, сидеть спокойно было невозможно. Вскоре нас переселили в бараки, неподалеку оказался лагерь условно заключенных. Мы ходили обедать в их столовую. Один раз произошел случай, который я хорошо помню до сих пор. Правда, сейчас рассказываю о нем с улыбкой. Мы были дежурными и пришли в столовую накрывать столы, а там полным ходом шла драка заключенных, даже столы летали, а официантки выпрыгивали из окон. Закончилось миром, подобных стычек мы больше не видели, хотя, признаться, хватило и одной.

- Вы мало говорите о работе на объекте. Почему?

- В Сибири мы в первую очередь отдыхали по полной программе. Работа воспринималась как должное. Мы с Ивахником Валерой состояли на должности бригадиров, так что заняться было чем. Мы никогда не уставали, так что времени на досуг оставалась масса. Я, например, очень любил рыбачить. Рядом была почти пересохшая, но ранее полноводная река, там водились центнеры огромной злой рыбы, которая от голода сразу бросалась на крючок. Порой мне лень было даже донести улов до отряда, поэтому просто укладывал щук рядками на берегу. Мы и на охоту ходили.

- Не хотелось вернуться обратно, в цивилизацию?

- Хотелось путешествовать, колесить по стране, открывать для себя что-то новое, испытывать свои силы. Я думаю, что это нормальное желание любого молодого человека. Я благодарен судьбе за то, что у меня была возможность увидеть мир и сделать для него что-то своими руками. После завершения работы в стройотряде мы с другом поехали в Абакан отдохнуть, были в Чернореченске, в Шушенском, куда в ссылку отправляли В. И. Ленина. Это настолько красивые места, что мне хотелось остаться там жить!

- Вы каждый год работали в стройотрядах?

- Да, кроме лета после третьего курса, когда у меня не было возможности поехать в стройотряд. А после четвертого курса я поехал в замечательную республику Тыва. Мы жили в красивейшей тайге, объехали всю Сибирь! Самое интересное, что уже по окончании университета мы со стройотрядовскими неизменными друзьями ездили вместе подрабатывать в нашу Сибирь (уже начали называть Север своим). Мы либо заранее выбирали город, либо, закрыв глаза, тыкали пальцем в карту. Однажды произошел интересный случай. Мы с Володей Братчиковым приехали в Нижневартовск и пытались устроиться в гостиницу, но мест не было. Мы отошли в сторону подумать, что делать дальше, достали пакет вишни. Едим и обсуждаем наше незавидное положение. И вдруг видим, что все смотрят на нашу вишню! Свежая ягода на севере – на вес золота, благо ее у нас было много. Так за ведро вишни мы устроились в гостиницу. Обратно в Куйбышев мы привозили с собой редкие книги.

- Есть ли у современных студенческих отрядов будущее?

- Я думаю, что есть. Во всяком случае, я искренне на это надеюсь. Как преподаватель могу сказать, что половина современных студентов четко осознают реальность и адекватно оценивает свои силы: не кидаются во что-то с головой, но и не ленятся. Таких студентов хочется как-то изолировать от остальных, в хорошем смысле слова. Очень удачна идея с продолжением студенческих отрядов в наше нелегкое время. Только вместе студенты способны сломать стены, которые преграждают путь, и воздвигать те, что будут защищать.

На первом месте у нас – настоящая дружба

Лобачев Анатолий Леонидович, д. х. н, профессор заведующий кафедрой аналитической и экспертной химии.

После первого курса, в 1971 году, работал в выездном стройотряде. Студенты были направлены на возведение гидротехнических сооружений на территории Куйбышевской области. О своей дальнейшей трудовой деятельности и о современной молодежи Анатолий Леонидович нам охотно рассказал.

- Анатолий Леонидович, расскажите о ваших первых впечатлениях от стройотряда.

- Впечатления уникальные! Я не попал в первый стройотрядовский набор 1970 года, так как тогда еще не учился в университете. А когда поехал, узнал о той плеяде первопроходцев наших университетских стройотрядов, которая началась с Ивахника Валерия. В 1971 году было сформировано три отряда: первый – по прокладке телефонных кабелей в городе, второй – выездной, в Сибирь, и третий – по Куйбышевской области, куда я был направлен. Более всего меня поразил контраст с университетской городской жизнью. В стройотряде всё было по-другому. Мы жили в палатках, девушки нам готовили на костре еду. Поверьте, прокормить сорок голодных парней – это очень сложно.

- Значит, девушки тоже работали в стройотрядах?

- Они нам помогали, кормили нас и зарплату получали такую же. На отряд присылали по несколько человек. Делали и наоборот: в женские отряды направляли парней, чтобы могли за девчонок постоять. Вот, например, были отряды проводниц, где состояла Нина Окоркова, ныне главный редактор нашей университетской газеты. Девушки ездили на поездах из одного конца Союза в другой, а концы, как известно, были далеко. Такой труд не только тяжел, но и в какой-то мере опасен. Девушек направляли и на консервные заводы в Молдавию, и на уборку овощей и бахчевых культур в Волгоградскую и Астраханскую области.

- А чем вы занимались в стройотряде?

- Чем мы только не занимались! Мы работали на сооружении гидротехнических сооружений, в основном выполняли неквалифицированную работу. И отдых был настоящий, здоровый. По два месяца жили на природе. Когда перешли на второй курс, сразу стали формировать стройотряд на следующий год.

- Неужели, настолько велико было желание трудиться?

- Это не только приятно было, но еще и престижно. Попасть в хороший стройотряд было непросто. Сначала нужно было проявить себя как ответственного, дисциплинированного человека, который хорошо выполняет свою работу. И платили нам хорошо. Хотя, конечно, это был не единственный наш заработок. Работали мы круглый год. Брали тогда везде охотно. Хорошо было работать сторожем в детском саду: тепло, да еще и кормили. И на улице трудились – разгружали товарняки на станциях. Кочегарами работали в котельной. А еще было понятие «денщина» – на заводе человеку каждый день платили определенную сумму, и за эти деньги он должен был выполнять любую неквалифицированную работу: грузить, копать, убирать мусор. По сравнению с такой работой стройотряд выглядел настоящим раем.

- Куда еще выезжали со стройотрядами?

- После второго курса я снова поехал по Куйбышевской области. Мы даже остались работать в сентябре – руководство стройки написало письмо ректору с просьбой продлить наш «отпуск». Пока остальные ездили «на картошку», мы последние солнечные дни проводили дружным стройотрядовским коллективом. По окончании третьего курса отправились в Тыву, к нам тогда пришли ребята, которые уже работали в стройотрядах в Сибири. Это Ивахник Валера, Братчиков Володя (в недавнем прошлом – первый заместитель главы Самары при В. А. Тархове), Дубман Эдик, Гарькин Виталий (в настоящее время – проректор по учебной работе СамГУ). Из университета нас поехало 40 человек, а из всей Куйбышевской области целых 800! Такое глобальное движение было.

- Что осваивали в Сибири?

- Все работали на разных объектах, наш отряд строил ТЭС. Ощущения от поездки изумительные! Мы жили у истоков Енисея, и тот факт, что мы забрались так далеко от дома и теперь живем в лесу, в палатке, привносил какую-то загадочность в трудовой процесс. А в Сибири мы, скорее, осваивали взаимоотношения друг с другом. Тогда мы приобрели сибирскую закалку – навык общения с людьми. Наше старшее поколение университетских преподавателей прошли огонь и воду, бетон и Сибирь, проложили километры телефонного кабеля. Хорошо бы современным студентам знать имена наших стройотрядовцев, которые, между прочим, преподают у них. Это и Ивахник Валерий, и математик Луканов Александр (в настоящее время – к. ф.-м. н. доцент мехмата СамГУ), и физик Трещев Владимир (в настоящее время – к. ф.-м. н. доцент кафедры радиофизики и компьютерного моделирования радиосистем СамГУ), юрист Усманов Николай, математик Алякин Владимир (в настоящее время – к. ф.-м. н. доцент кафедры функционального анализа и теории функций СамГУ), математик Новиков Сергей (в настоящее время – д. ф.-м. н., профессор декан мехмата СамГУ). Когда я был на первом курсе, для меня второкурсник, прошедший стройотряд, был примером.

- Считается, что современная молодежь не способна на то, что умели вы. Вы согласны?

- Молодежь сейчас такая же: дай в руки лопату, копать будут не хуже, чем мы в свое время. Но и поменялось многое. Мировоззрение в первую очередь. Сейчас человек с лопатой вызывает в лучшем случае смех, в худшем – презрение. Проблема в том, что вы мало общаетесь друг с другом. Если вы и проводите много времени вместе, это не то общение, которое было у нас, которое мы пронесли через всю жизнь. У вас нет сплоченности.

Труд в стройотрядах был, конечно, обязательным, но на первом месте у нас была настоящая дружба, о которой не многие из вас знают. Более того, вы и работать по-настоящему, от души, не умеете, не помешало бы вас к труду приохотить. Так что тем добровольцам, которые продолжают стройотрядовское движение, пожелал бы того настроя, какой был у нас! Удачи вам, студотрядовские земляки!

Общение с Классиками строительных отрядов произвело на меня огромное впечатление. Но многое мне показалось странным и непонятным. Например, как можно с радостью поехать в Сибирь, осознавая, что там тебя ждет тяжелый труд? Оказалось, что понятия работа, отдых и дружба означают разные вещи для прошедших стройотряды людей и для меня. Классики заставили меня задуматься о цене того, что мы имеем, о молодости и доступных нам возможностях. Убедят ли меня Современники в том, что, кроме поиска выгоды, существуют искренность в человеческих отношениях и дело, которому можно с гордостью посвятить молодость?

Каждый на это способен!

Ушмудина Оксана Александровна, ассистент кафедры социальной психологии СамГУ, исполнительный директор благотворительного фонда «Молодежь – детям».

- Оксана, расскажите, пожалуйста, о современном движении студенческих отрядов.

- Сейчас это движение называется «Российские студенческие отряды» (РСО), оно развивается во всех регионах страны. Я расскажу о том, что происходит на территории Самарской области и непосредственно в нашем университете. В Самарской области в 2010 году численность движения составила 5 000 студентов. Это и промоутеры, и аниматоры, участвующие во всех крупных акциях и массовых мероприятиях города, и экологические отряды, деятельность которых полезна и необходима: например, на фестивале «Рок над Волгой» они организовали своевременную уборку территории. Это традиционные отряды проводников и сельскохозяйственные отряды, отряды спасателей, оказывающие первую доврачебную помощь в экстренных ситуациях, и многие другие отряды: сервисные (обслуживание мероприятий), промышленных альпинистов, переводчиков, археологические, оперативные.

- Изменилась ли сфера деятельности отрядов со времен социализма?

- Во времена Союза отряды оказывали ощутимую поддержку стране, молодежь была незаменимым трудовым ресурсом. Сейчас визитными карточками движения являются строительные и педагогические отряды. Студенты представляли строительные отряды Самарской области на всероссийской стройке «Сочи–2014» (в 2009 году – 15 бойцов, в 2010 – уже 120), вошли в состав Всероссийского студенческого строительного отряда «Цимлянский бриз», активно содействующего строительству рабочего поселка на 1 000 мест для крупнейшего горно-обогатительного комбината «ЕвроХим-ВолгаКалий» в Волгограде.

- Участвуют ли студенты СамГУ в олимпийской стройке «Сочи – 2014»?

- К сожалению, нет. Зато студенты психологического факультета достойно прошли отбор в педагогический отряд «Анапа–2009», который работал в детском санаторно-оздоровительный лагере «Черноморец». Проект был реализован областным Министерством здравоохранения и социального развития в соответствии с поручением губернатора Самарской области. Студенты отбирались не только по профессиональным качествам, но и по тому, насколько они были морально готовы к психолого-педагогической работе.

- Расскажите о своей работе в отряде. Что для вас оказалось самым важным?

- Я работала в психолого-педагогическом отряде в детском оздоровительном лагере «Ракета» с 2000 по 2007 год. Это был уникальный лагерь, экспериментальная площадка психологического факультета госуниверситета, где все сотрудники, работающие с детьми (вожатые, физруки, хореографы, старшие вожатые), были студентами нашего факультета. Студенты получали возможность нарабатывать свой профессиональный опыт. Мы проводили с детьми тренинги и индивидуальные консультации, направленные на развитие личностных ресурсов, социального взаимодействия. В тот момент руководила процессом и оказывала супервизию зам. директора лагеря к. пс. н. доцент кафедры психологии развития СамГУ Самыкина Наталья Юрьевна. Она создала этот лагерь с его традициями, отношениями, ценностями, сделала его пространством взросления как для детей, так и для студентов. А лично для меня работа в лагере (на должностях вожатой, старшей вожатой) – очень важный этап профессионального и личностного развития, потому что случалось так, что дети, которых я воспитывала в возрасте от 12 до 19 лет, сами становились вожатыми. Создавать условия для развития и самореализации молодежи – это ценно для меня.

- Не кажется ли вам, Оксана, что студенты сами еще не достаточно выросли, чтобы передать детям что-то важное? Ведь мы только начинаем жить взрослой жизнью.

- Поверьте, каждый на это способен! Чувство взрослости и первый опыт социальной успешности, появляющиеся при психолого-педагогической деятельности, формируют у молодежи желание заботиться о других, вкладываться в развитие детей и подростков. Более того, 28 сентября 2010 года на отчетной конференции в рамках Слета студенческих отрядов Самарской области было принято решение об учреждении благотворительного фонда «Молодежь – детям». Своей целью фонд ставит создание условий для целостного развития молодежи, детей и подростков, оказание поддержки инициатив талантливой молодежи.

Мы – не партия. Мы – отряд!

Антонова Дарья, 4-й курс, социологический факультет, член движения «Российские студенческие отряды».

Занимается формированием студенческих педагогических отрядов на базе СамГУ. Основная задача заключается в организации занятий Школы вожатых.  Всё свое время посвящает работе со студентами. Рассказала о том, как любить детей и не быть ребенком.

- Дарья, расскажи, как ты попала в студотряд?

- Случайно. Это было после Дельфийских игр 2009 года, где я работала волонтером на блоке регистрации. Мне предложили стать членом движения мои ровесники, студенты. В то же лето, после 2-го курса, я поехала в детский оздоровительный лагерь вожатой. Это был мой первый опыт работы с таким большим коллективом! Я была абсолютно счастлива, что съездила туда, поэтому уже на третьем курсе решила совершенствоваться и постепенно организовала нашу Школу вожатых. Это был своего рода эксперимент в рамках нашего основного направления – педагогических отрядов. Мы работаем автономно, не зависим от профкома студентов, поэтому всё приходится делать самим.

- В чем заключается деятельность Школы вожатых, что она дает студенту?

- Я расскажу о работе Школы в прош-лом году. Как я уже говорила, это был эксперимент, который, к счастью, удался! Осенью мы собрали ребят из разных вузов, 50 человек, что хорошо для такого отряда. У нас не было четкого расписания встреч, но мы старались видеться хотя бы раз в две недели по два часа. Один час слушали лекции, которые по авторской программе проводила менеджер по работе с педагогическими отрядами, член Самарского отделения «Российских студенческих отрядов» Елена Магнитова. Елена же в конце курса Школы вожатых договаривалась с директорами лагерей, куда были направлены наши вожатые. Второй час встречи посвящали практике. По окончании курса (начинается он в феврале, заканчивается в мае, а осенью у нас свободное общение) студенты выезжают на три дня на коммунарский сбор (название унаследовали от социалистических отрядов) в детский лагерь. Там они пробуют себя в роли полноправных вожатых. После этого студентам выдают сертификаты Школы вожатых.

Мы никого не заставляем вступать в наши ряды. Мы – не партия, чтобы агитировать кого-то, мы – отряд, который создан для того, чтобы каждый мог самореализоваться и просто свободно общаться в кругу близких по духу людей.

- Почему ты выбрала для себя работу с детьми?

- Я поняла, что эта работа для меня, после того как в первый раз оказалась в роли вожатой. В детском лагере общаешься не только с детьми, но и с другими студотрядовцами. Вдали от дома проявляются истинные черты характера, так знакомые становятся друзьями. Бывало, конечно, что некоторые уходили с коммунарских сборов, не выдерживали нагрузки, но это незначительная часть наших студентов.

- С кем работать сложнее: с малышами или старшими ребятами?

- Здесь разные трудности. С маленькими сложнее физически: приходится играть, бегать. Ты должен быть наравне с ними. В то же время, следить за отрядом детей – огромная ответственность, за разбитый нос детей не ругают, виноваты мы. Ребята постарше считают тебя своим другом, рассказывают о своих маленьких проблемах. Здесь важно понять каждого, не разрушить то доверие, которое они к тебе испытывают. Ведь если дети находят время на то, чтобы убежать за территорию или накуриться до тошноты, то это ошибка вожатого в первую очередь. Поэтому важно заранее продумывать, чем занять ребят. Неописуемо приятно видеть, что ты помог кому-то, чему-то научил, что этот маленький человек перенял что-то именно от тебя и будет пользоваться навыком всю жизнь! С некоторыми ребятами начинаешь дружить и общаться даже после окончания смены.

- Ты тратишь много времени на деятельность в отряде, не мешает ли это учебе?

- Абсолютно нет! Я учусь на 4-м курсе, получаю дополнительное образование. Пусть мне приходится раз в две недели ходить на региональные организационные собрания, посвященные планированию действий в отрядах, это не отнимает у меня много времени. Студотряды – современное молодежное движение заинтересованных студентов, с которыми легко общаться. Любая встреча – это отдых, даже не знаю, как такое можно назвать работой.

- Я довольно скептически отношусь к движению студотрядов, так как считаю, что в этом мало практической пользы для меня. Я тоже работаю, учусь, отдыхаю, и общения хватает. Есть что-то, что я упускаю?

- Просто ты смотришь на студотряды с другой позиции. Ты считаешь, что если ты можешь обходиться без этого, то и смысла в стройотрядах нет. Это не так. Возможно, ты думаешь, что тебя заставят не просто работать, а вкалывать, но я уже говорила, что это не так. Ты получаешь опыт – не тот, что в трудовой книжке, а жизненный опыт, это неоценимо. Никто не знает, как сложится твой жизненный путь, может быть, тебя ждет что-то необычное, надо быть ко всему готовым! В этом помогают студотряды: все вместе мы учимся жить, этого не объяснишь, пока не попробуешь сама.

У РСО есть будущее!

Куимов Филипп, 3-й курс, специальность «социальная психология», член движения «Российские студенческие отряды».

- Филипп, расскажи, как ты вступил в ряды студотрядовцев и почему?

- О движении я узнал в университете – увидел объявление о наборе на курсы Школы вожатых. Решил попробовать себя. Любое начинание – это новые знакомства, так что я с самого начала был уверен, что не потрачу время и силы зря. Я вступил в РСО на втором курсе и уже год состою в педагогическом отряде, имею опыт работы вожатым в детском лагере.

- Ты сразу понял, что не потратишь в студотряде силы зря. Другие думали иначе?

- Были такие студенты, с которыми было приятно общаться во время обучения, но они не выдерживали и уходили из движения после коммунаров. Были и такие, кто продолжал свою деятельность, но, по правде сказать, лучше бы они этого не делали. Непрофессионализм и некомпетентность по отношению к детям расстраивают меня. Лагерь, где мы работали, находился под Кинелем, надо понимать, что это не пятизвездочный отель. Кроме педагогических навыков, я научился ремонтировать совсем убитые тумбочки, кровати, столы. Но это никак не испортило отдых.

- Значит, работа в лагере для тебя – отдых?

- В какой-то мере – да. Я выбрал для себя 1-й отряд (дети 14-17 лет), многие ребята были из неблагополучных семей, они не хотели идти на контакт. Когда мне удавалось открыть их к общению, я был несказанно рад: может быть, в дальнейшем жизнь этого ребенка сложится по более приятному сценарию. Я старался найти отклик в сердце ребенка, это самое главное для вожатого – доверие со стороны детей. Они видят, что к ним относятся с пониманием, и начинают отвечать тем же. Работа в лагере, конечно, и отдых в кругу близких тебе людей. Интересно отметить, что студотрядовцы чем-то отличаются от обычных студентов. Не сильно, конечно, но факт наличия жизненного опыта у них заметен сразу. В стройотрядовцах я ценю чувство юмора и отзывчивость, что становится редкостью в наши дни.

- С какими сложностями ты столк-нулся во время работы вожатым?

- Трудно в это поверить, но порой дети были настолько не заинтересованы в том, чтобы что-то делать, что приходилось буквально принуждать их играть, заниматься чем-то. Конечно, не силой заставлять, а делать это очень деликатно. Для этого и нужна Школа вожатых, где мы разбираем подобные ситуации и учимся бороться с трудностями.

- Работаешь ли ты где-нибудь еще?

- Пока нет, не считаю нужным смешивать студотряд с какой-то другой работой, где от тебя требуют тупого выполнения заданий, где никому не важны твои душевные качества. В студотряде всё наоборот. Здесь в первую очередь смотрят, что ты за человек, что из тебя может получиться. Мне нравится в стройотрядах общение между его членами, не стоит забывать и о возможностях, которые может дать эта организация в плане личностного роста и гарантированного трудоустройства, по крайней мере, на летний период. На сегодняшний день я не занимаю никаких должностей в отряде, но в будущем хочу попробовать себя в роли начальника небольшого педагогического отряда.

- Ты видишь будущее за молодежным движением. Почему?


- У РСО однозначно есть будущее, потому как сферы деятельности, которые охватывает организация, довольно широки. Мне кажется, каждый второй интересующийся студент обязательно найдет что-то для себя в наших отрядах. Ты спрашиваешь меня о молодежи. Что я могу сказать? Могу судить только о том, с чем столкнулся сам. А я вижу современную молодежь, живущую по принципу «кто успел, тот и съел». Мне кажется, это проблема государства, которую нужно решать, так как рыночные отношения между людьми – это плохо. А бескорыстность, доброта, честность особо не ценятся, эти качества никак не культивируются сейчас. Конечно, ребенок учится тому, что видит у себя дома, но большую часть своего времени он проводит вне дома. И тут надо очень сильно занимать молодежь! Надо давать больше возможностей для выбора! Этим и занимаются РСО.

- Что для тебя РСО?

- РСО – шанс попробовать себя в новой роли. Пытаюсь сагитировать своих университетских друзей присоединиться к нам. В первую очередь надо понять, что студенческий отряд – это для души, это отнюдь не способ создания имиджа. Студенческие отряды существуют не для того, чтобы помогать студентам продвигаться по карьерной лестнице. РСО – это хорошие люди, теплота общения и вероятность того, что ты на всю жизнь останешься чутким и понимающим человеком.

К движению присоединилась Татьяна Зюзина

- Пока я собирала впечатления Классиков и Современников, у меня было достаточно времени, чтобы подумать не только о пользе студенческих отрядов для общества, но и о том, какое отношение они имеют непосредственно ко мне. Оказалось – самое прямое. Когда я разговаривала с членами движения, меня удивляло то, с какой трогательной радостью Классики вспоминали студенческие годы, и как горели глаза Современников, когда они рассказывали о своей повседневной жизни. К счастью, двум поколениям студенческого движения удалось разрушить мой скепсис. И теперь мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал важность того, что старались и стараются передать нам Классики и Современники бессмертного Движения.

назад

Фотогалереи по теме:

Классики и современники студенческих отрядов [6 фото]

Классики и современники студенческих отрядов

Ивахник  Валерий Владимирович.

Классики и современники студенческих отрядов

Дубман Эдуард Лейбович

Классики и современники студенческих отрядов

Лобачев Анатолий Леонидович



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.