Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

29.09.2010 г. | Люди Версия для печати
Солнечный немецкий парень Симон

Текст: Окоркова Нина   

Симон Вордтман
Симон Вордтман
© 2010 «Универсайт»
Этого жизнерадостного молодого человека зовут Симон Вордтман. Симон, немецкий студент, решил прервать на короткое время обучение в Берлинском университете имени Гумбольдта (а такое в Германии возможно!) и через «Немецкую службу академических обменов» (DAAD) приехал в качестве преподавателя в Самару, на немецкое отделение филологического факультета СамГУ. Симон по специальности учитель. У него уже есть диплом бакалавра, а в университете он изучает германистику и физкультуру.

Наша встреча и беседа с Симоном прошла в редакции газеты «Самарский университет». Общались мы на русском языке, которым Симон, на мой взгляд, владеет очень хорошо. Естественно, первым был вопрос, где он так хорошо научился говорить по-русски? Оказалось, всё как у нас. В своем родном городе Мюнстере, расположенном на западе Германии, на границе с Голландией, он учился в вальдорфской школе (как вы знаете, аналогичные школы есть и в Самаре), где углубленно изучал русский язык. В 12-м классе вместе с одноклассниками побывал в Санкт-Петербурге. «Тогда, — говорит Симон, — стало абсолютно понятно, что Россия — моя страна, мой язык, мой менталитет, моя страсть! Изучение русского языка — это не рациональный выбор, а эмоциональный. Это то, что меня сильно интересует и волнует».

Симону также стало абсолютно ясно, что сразу после окончания школы он должен поехать в Россию, но уже на более длительный срок. Он искал и нашел возможность, как это сделать. В Германии вместо службы в армии широко практикуется альтернативная служба. Симон нашел организацию, которая ежегодно отправляет молодых людей на социальную службу, в том числе в Россию. Симона направили в Нижний Новгород работать помощником воспитателя в детский дом, где он гулял с детьми, помогал им делать уроки, беседовал.   

Как можно не продолжить общение с таким парнем! Симон сразу производит впечатление очень солнечного человека, с мощной позитивной энергетикой. С ним хочется говорить, с ним есть, о чем поговорить! Я думаю, повезло нашим немецким филологам, у которых он будет преподавать в течение 10 месяцев. Не могу не сказать вот о чем. Когда мы беседовали с Симоном, в редакцию вошла преподавательница, завязался общий разговор, и она была страшно удивлена, что этот парень — немец. «Я думала, это наш студент», — обескураженно сказала она. На что Симон незамедлительно ответил: «На десять месяцев я ваш!»

На немецком отделении филологического факультета Симон преподает коммуникативный практикум и технику обработки лингвистической информации. Темы для обсуждения студенты выбирают сами. Для Симона это главный принцип ведения занятий. Важно, чтобы студенты не просто получили дополнительную информацию о Германии, но умели бы свободно использовать эти знания. Студенты выбрали темы «Современное немецкое кино Германии», «Актуальные дискуссии в Германии: новые виды энергии, экологически чистая еда, базовые деньги».

 «Мы сами решаем, где мы хотим жить. И тогда очень хорошо получается…»

Думаю, студентам будет интересно узнать, как организована студенческая жизнь в Германии и какая у Симона семья. Мама Симона учительница музыки и физкультуры (в Германии выпускники вузов имеют, как правило, две специальности), папа музыкант, играет на саксофоне. Есть брат, который хочет стать физиотерапевтом, и восемнадцатилетняя сестра, которая скоро окончит школу. После прохождения альтернативной службы в России, Симон три года учился на бакалавра в Бремене. Затем поступил в Берлинский университет. Приходится ли ему подрабатывать во время учебы? Оказалось, в этом нет необходимости. Симон получает так называемый BAföG — социальную стипендию, величина которой зависит от уровня материальной обеспеченности родителей. Этой стипендии хватает на жизнь: на питание и жилье . В Германии распространено совместное проживание студентов на съемной квартире. Так дешевле. Вот и Симон, объединившись с восемью студентами, снимает квартиру. На вопрос, как они в таком коллективе существуют, Симон ответил, что им нравится такое «общежитие», поскольку они сдружились.

Свободы стало меньше…

 - Симон, вы на себе уже испытываете двухуровневую систему образования, а у нас она только вводится. Что вы можете сказать на этот счет, исходя из своего опыта?

- В Германии двухуровневая система образования действует уже несколько лет, в некоторых университетах – более пяти. По сравнению со старой системой, я думаю, меньше стало свободы. Сейчас образование должно быть быстрым и дешевым, хотя при этом существует целый комплекс серьезных проблем. Вот лишь некоторые. Раньше у студентов была свобода в выборе дисциплин, курсов, тем, а сегодня всё распланировано. Поэтому доценты, профессора и студенты идут на улицу бастовать. Я думаю, что смысл обучения – это свобода выбора. Преподаватели усилили контроль над студентами, повысили свои требования. Если по окончании семестра экзамен еще не сдан, профессор проводит беседы со студентом, обсуждает его успеваемость, в общем, студента ругают.

- Учиться стало сложнее?

- Обучение глупеет. Мы не вникаем в тему, не думаем, зубрим, после экзамена уже ничего не помним. То, что студенты выучат наизусть, они «вытошнят» на экзамене. Не ценится самое важное — критическое мышление. Студенты разучились думать.

- Каким образом студенты и преподаватели выражают протест?

- У нас проходят акции протеста, которые планируют сами студенты, конечно, наиболее активные, так как многие даже не интересуются, к сожалению. Все встречаются в установленное время в определенном месте и в сопровождении полиции ходят по улицам с плакатами, высказывают свои требования в микрофон, приглашают прессу, устраивают концерты. Всё проходит организованно, но шумно. Демонстранты требуют, поют, проходят мимо Рейхстага, чтобы политики видели, что людям не всё равно.

- А толк есть?

- Пока нет… Политики говорят – новая система, нужно привыкнуть, но, по сути, это экономия на образовании. Из университета, свободного уголка, хотят сделать базу для экономики!

- Но ведь есть и плюсы!

- Их немало. В первую очередь, происходит интернационализация образования. Сегодня гораздо легче учиться за границей. В Европе должна быть одна система образования, мы к этому идем. Студенты едут за границу (в страны Евросоюза), получают баллы, которые действуют по всей Европе. Это большой плюс и для трудоустройства тоже.

- Начался новый учебный год. Что бы вы пожелали студентам СамГУ?

- Для меня самое привлекательное в учебе — это восторг от той темы, которую я выбрал сам и которой занимаюсь. Я желаю, чтобы каждый студент нашел свою любимую тему и изучал ее с удовольствием! Это очень хорошая мотивация для получения образования.
 
 Посол немецкого языка и культуры!

Цель DAAD, направившей Симона на работу к нам в университет, — обмен преподавателей и студентов. Немецких преподавателей и студентов посылают в другие страны продвигать немецкий язык и культуру. И, наоборот, на работу в Германию приглашают иностранных преподавателей и студентов, чтобы те имели возможность участвовать в научной жизни страны. Такой научный обмен способствует интернационализации университетов.

Прекрасный пример — отделение немецкого языка на филологическом факультете СамГУ. Сюда приезжают немцы, читают лекции, ведут занятия. Наши преподаватели и студенты часто бывают в Германии. Такие обмены способствуют хорошей подготовке студентов. В России немало людей, знающих немецкий язык и любящих немецкую культуру. Тем не менее, у нас, как и во всем мире, наблюдается засилье английского языка. Желающих изучать немецкий, впрочем, как и русский, значительно меньше. В связи с этим я задала Симону несколько вопросов.

 - Симон, вы ощущаете себя послом немецкого языка и культуры в России?

 - Да, по-другому нельзя. В Германии я — один среди многих, а здесь – хочу я этого или нет – я представляю и язык, и культуру своей страны. Я несу ответственность. И делаю это с удовольствием, потому что сам изучаю германистику и люблю свой язык! То, что английский распространен, это понятно: идет глобализация. В школе я тоже учил английский. Хочется участвовать в глобализации, но каждый человек решать должен все-таки сердцем. Мне нравится русский. Я хочу посоветовать всем студентам, которые не осмеливаются учить немецкий, так как думают, что с английским больше шансов, все-таки язык этот учить, потому что в языке — целая культура. Плюс сейчас очень хорошие культурные и экономические отношения между Россией и Германией и много организаций, которые дают стипендии на изучение немецкого языка. Немецкое отделение Самарского госуниверситета под руководством профессора Сергея Ивановича Дубинина очень интенсивно, активно и умно занимается обменом. Здесь постоянно работают немцы, проводятся дни немецкого языка. Сегодня приехал профессор Кляйн из Вюрцбурга, будет читать лекции, вести семинары. Кроме меня, еще один немец ведет здесь курсы. Очень активна немецкоязычная жизнь в Самаре!

- Один наш профессор русской филологии как-то признался, что в школе с удовольствием учил немецкий язык и сейчас не прочь продолжить обучение. Я ему посоветовала записаться на курсы в Институт Гете в Самаре, где под руководством Василия Павловича Никитина хорошо преподают немецкий.

- Изучать язык никогда не поздно. Хорошая жизнь, в первую очередь, складывается из того, что нам нравится и чем мы занимаемся. А научиться хотя бы читать по-немецки может каждый, в Институте Гете есть отличные курсы для любых возрастов.

назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.