Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

21.11.2009 г. | Из истории СамГУ Версия для печати
Ленар Васильевич Храмков

Текст: СобИнформ   

Ленар Васильевич Храмков
Ленар Васильевич Храмков
© 2009 «Универсайт»

10 декабря исполнилось бы 75 лет Ленару Васильевичу Храмкову.

21 мая 2009 г. ушел из жизни видный российский ученый, крупнейший организатор высшей школы, бывший ректор Самарского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки, действительный член Академии гуманитарных наук РФ, почетный профессор Самарского государственного университета, заведующий кафедрой отечественной истории и историографии СамГУ Ленар Васильевич Храмков. Он сыграл важную роль в становлении Самарского государственного университета, внес значительный вклад в развитие отечественной исторической науки, был видным общественным деятелем. Сегодня воспоминаниями о нем делятся его коллеги и ученики.

УЧЕНЫЙ

Галина Сергеевна Шерстнева, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ:

- Биография Л. В. Храмкова – это биография ученого, в жизни которого «главные биографические факты – книги, а важнейшие события – мысли». Более 300 работ написаны им по историографии, источниковедению, истории, краеведению, славистике. Он заслуженно признан одним из ведущих ученых России в области исследований истории Великой Отечественной войны и истории Поволжья. Не только в научных кругах известны его монографии «Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1973 г.), «Во имя победы. Деятельность Советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1978 г.), «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1985 г.), «Самарская земля в годы военного лихолетья 1941–1945 гг.» (2003 г.). Кроме этого, защита кандидатской (1964 г.) и докторской (1974 г.) диссертаций, редактирование 8 межвузовских сборников научных работ по проблемам истории Поволжья и истории Великой Отечественной войны; редактирование сводных трудов и соавторство в них: «Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны», «Советский тыл в период коренного перелома Великой Отечественной войны 1942–1943 гг.», «Самарская летопись» (3 тома), «История Самарского края с древнейших времён до наших дней» (8 томов), «Историко-культурная энциклопедия» (4 тома), «Книга памяти Самарской области» (34 тома), «Белая книга» (17 томов), «Вехи огненной Самары: от крепости до наших дней» (3 тома).

Л. В. Храмков глубоко исследовал проблемы не только истории Поволжья, но и истории Болгарии и русско-болгарских отношений, принимал участие в научных конференциях в г. Стара-Загора, занимался изучением славистики, литературным и лингвистическим краеведением. Его как учёного отличала объективность научного анализа, исключительная научная добросовестность, высокая культура исследователя, а его публикации – классический слог и безупречная логика. И всё время, от аспирантской поры до овладения мастерством, его не покидало чувство гражданственности. Оно было не только смыслом его научного творчества, но и характерной чертой его жизни. С 1967 по 1972 г. он являлся членом Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, с 1978 по 1988 г. – членом Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и председателем его Куйбышевского областного отделения; в 1984-1994 гг. – председателем правления Куйбышевского отделения общества советско-болгарской дружбы, а затем «Союза друзей Болгарии»; в 1984-1993 гг. – депутатом Куйбышевского областного Совета, председателем постоянной комиссии по науке, народному образованию, физкультуре и спорту; в 1985–1991 гг. – заместителем председателя ректоров Куйбышевской области. С 1991 г. – председателем областного историко-эко-культурного  Совета.

Забота о сохранении исторической памяти самарцев побудила Ленара Васильевича к созданию книги «Памятники истории и культуры Куйбышевской области» (1979 г.), к научному руководству проектами государственной архивной службы «Наш край: Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы» (2003 г.), «Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии)» в 2 томах (2000 г.). Эти книги, наряду с отредактированными им «Историями» города и области и авторскими изданиями, – работа профессионала, гражданина и патриота. Их цензором была не политическая конъюнктура, а совесть автора.

На страницах его книг можно найти сюжеты об археологах, учёных, архивистах, комсомольцах, партизанах, металлургах, тружениках тыла военного лихолетья. В перечне его публикаций историко-биографические очерки о Ф. Г. Попове, Н. Е. Вилонове, П. В. Алабине, Е. И. Медведеве, П. А. Преображенском, А. М. Самсонове, И. М. Ионенко, П. С. Куклине, А. И. Медведеве. Его привлекали люди с судьбой русского человека, накрепко связанной с великой судьбой России: ополченцы русско-турецкой войны и Великой Отечественной, казак и махновец, красноармеец и богослов, учитель и профессор… Многие рассказанные им истории ни в каких печатных источниках не зафиксированы, но навсегда остались в памяти его учеников. Некоторые из этих историй пришли из внутрисемейных преданий и были подарены ему собеседниками, другие были найдены в архивах, но каждая имела свой сюжет, построенный на самобытности характера. Все вместе они и есть отечественная история, богатая юмором, отчаянием, приключениями, кровью и потом, мечтами и верой, бытовыми деталями, они дают ощущение уникальности и неисчерпаемости человеческой жизни.

Ленар Васильевич является автором учебных пособий для школы: «Знаете ли вы свой край?» (1969 г.), «Край Самарский. Учебное пособие для учащихся 7–8 классов средних школ» (1984 г.), «Край Самарский. Учебное пособие для учащихся 9–10 классов средней школы. Ч. II.» (1988 г.), «Введение в Самарское краеведение» (2003 г.). Эти пособия, по утверждению председателя Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России академика Российской Академии Образования С. О. Шмидта, являются необходимыми для педагогов и учащихся учебных заведений самого различного профиля по историческому, этнографическому, естественно-научному, литературному и лингвистическому краеведению. Об оценке учителей говорят попытки найти эту и другие книги в библиотеках или в продаже.

Сопереживая школьным учителям и заботясь о культуре их учеников, следовательно, и о нашем с вами будущем, Л. В. Храмков  фактически руководил первой федеральной краеведческой площадкой на базе средней школы № 57 г. Самары, как эксперт и почётный гость ежегодно участвовал в международных Славянских Чтениях в школе № 132, консультировал гимназистов по темам учебных исследований, читал лекции в мужской семинарии, встречался с активистами Русского, Мордовского, Татарского, Чувашского национальных Центров г. Самары.

Он не мог отказать в просьбе об оппонировании докторских и кандидатских диссертаций в Самаре, Казани, Пензе, Саратове, Москве, Оренбурге, дать внешние отзывы на историографические, исторические, археографические диссертационные исследования; отрецензировать научные, методические, учебные публикации, биографические и библиографические справочники, краеведческие издания. Кратковременные контакты перерастали в творческое сотрудничество с профессорами российских университетов. Имена С. О. Шмидта, И. М. Ионенко, Г. А. Герасименко, Д. П. Ванчинова, В. Н. Данилова, С. А. Соколова, Т. Г. Архиповой, И. Р. Тагирова, А. В. Седова, Н. А. Шарошкина, В. П. Семьянинова (да простят меня не перечисленные поимённо: перечень может быть намного длиннее) – это география научных поисков, интересов и достижений отечественной исторической школы.

Л. В. Храмков был талантливым организатором научных исследований и подготовки научной смены. В 1985-1990 гг. он возглавлял докторский диссертационный совет по философским наукам. До 1999 г. был председателем кандидатского диссертационного Совета по отечественной, новой и новейшей истории Самарского государственного университета и членом докторского диссертационного Совета по историческим наукам Саратовского государственного университета. Он был научным руководителем более 40 исследователей в аспирантуре и докторантуре, под его непосредственным руководством сложилась поволжская школа историков Великой Отечественной войны, ежегодно с 1995 года работает Межвузовская научная конференция «Проблемы истории Великой Отечественной войны. 1941–1945», научным редактором материалов которой он также являлся. Л. В. Храмков участвовал в организации и работе Кирилло-Мефодиевских и Иоанновских чтений, ежегодно (с 1995 года) председательствовал на одной из секций Всероссийских Платоновских чтений; принимал участие в научных конференциях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова и других городов России.

Вклад Л. В. Храмкова в развитие российской исторической науки по достоинству оценен современниками, а со временем значение его творчества будет только возрастать.

Михаил Викторович Астахов, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ:

- В многочисленных научных исследованиях Л. В. Храмкова, его аспирантов и докторантов постепенно складывались черты нового подхода к историческим исследованиям, для которого было характерно сочетание высокой научной четкости государственно-правовой школы и живой конкретности, присущей гражданским историкам. Присущая ему системность мышления получила отражение в глубоком и разностороннем изучении государственного строя России на советском этапе ее истории. Системный подход в изучении истории Советов Л. В. Храмков реализовывал через выявление и отражение деятельности конкретных героев исторической эпохи, вносивших значительный или скромный вклад в развитие российского общества в целом и Поволжского края в частности. Стиль и подход Л. В. Храмкова получил развитие в трудах его учеников и последователей в изучении истории не только государственных органов власти России, но и социально-экономических проблем, истории Великой Отечественной войны, проблем методологии, историографии и источниковедения исторической науки.

ПЕДАГОГ

Елена Николаевна Филимонова, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ:

- Ленар Васильевич Храмков преподавал на историческом факультете Самарского госуниверситета почти 40 лет и количество его учеников давно уже измеряется не сотнями, а тысячами. Нескольким поколениям студентов он открыл удивительный мир исторической науки, многие из его учеников выбрали историю делом своей жизни. Сегодня они преподают в школах и вузах, заведуют кафедрами, стали деканами и ректорами, возглавляют музеи и архивы, среди них есть редакторы газет и журналов, режиссеры радио и телевидения, политические обозреватели, тележурналисты, депутаты, эксперты-аналитики, бизнесмены, политические и общественные деятели… Однако, где бы они ни работали, всех их объединяет одно: они – его ученики, которым он передал часть своей души, опыта, знаний, поделился высоким даром человечности, умением понимать людей, воспитывать их, работать с ними. Среди всех его талантов и достоинств, возможно, дар Учителя является самым ценным. Поколения высококлассных специалистов, любящих свое дело профессионалов с благодарностью произносят сегодня: «Мы все – его ученики…».

Геннадий Алексеевич Дудин, профессор кафедры менеджмента и коммерции Самарского филиала Восточного института экономики, гуманитарных наук,  управления и права:

- Осенью 1964 года, будучи студентом первого курса историко-филологического факультета Куйбышевского государственного педагогического института (ныне Самарский государственный педагогический университет), я впервые увидел и услышал Ленара Васильевича Храмкова. Это было на заседании историко-краеведческого кружка, который он вел. Судьба подарила мне и другим кружковцам большую жизненную удачу – общение с многогранной, неординарной личностью, с человеком, который блестяще знал историю и во всяком историческом событии умел увидеть какую-то «изюминку», что-то необыкновенное, привлекательное, поучительное. Он обладал редким талантом общаться с молодежью по-товарищески, не подавляя авторитетом и энциклопедическими знаниями. Ленар Васильевич обладал редким даром «привораживать» аудиторию своими удивительными рассказами. Это было и на учебных занятиях, и на заседаниях кружка, и в историко-краеведческих туристических походах по городам и селам в Жигулевских горах, на берегах Волги, Сока, Урал-реки.

Им были подготовлены блестящие специалисты: Владимир Венедиктович Рогожин (был проректором СамГУ), Николай Михайлович Магомедов (заведовал кафедрой педагогики и психологии СамГУ), Виктор Иванович Тихонов (возглавляет факультет довузовской подготовки СамГУ), Галина Сергеевна Шерстнева (доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ).

Несколько лет назад группа кружковцев вместе с Ленаром Васильевичем встретилась в стенах госуниверситета. К сожалению, многих уже нет с нами: ушел из жизни поэт, наш походный гитарист и певец Владимир Евсеичев, историк Владимир Венедиктович Рогожин, трагически погиб Николай Михайлович Магомедов. Ушел из жизни и сам Ленар Васильевич. Но поход, который мы начали когда-то вместе с ним, продолжается…

Ирина Станиславовна Пилипец, Игорь Васильевич Мокраусов, Татьяна Владимировна Коновалова, Ярославна Игоревна Петрова – преподаватели кафедр педагогики и психологии СамГУ, выпускники исторического факультета:

- Мы избрали научную и преподавательскую деятельность делом своей жизни, и во многом этот выбор был сформирован нашими преподавателями, пока мы были студентами истфака. Одним из лучших наших учителей был Ленар Васильевич Храмков. Все мы знали его выдающиеся заслуги перед исторической наукой, длинный перечень его званий, должностей, наград. Нас учил он сам, его ученики и ученики его учеников. Огромный жизненный опыт, которым он делился, вызывал уважение, восхищение, робость. Энциклопедические знания, которые так щедро изливались на наши неокрепшие умы, не подавляли, а увлекали, манили неоткрытыми тайнами, вселяли веру в собственные силы. Корифеи исторической науки, о которых он рассказывал нам в курсе историографии, казались знакомыми и близкими, потому что он преподносил сведения о них легко и доступно, многообещающе и заманчиво… Только многие годы спустя мы поняли, что это были уроки большого педагогического мастерства. Возможно, именно тогда многие из нас поняли, что наше призвание – учить, что великая задача обучения тех, кто в дальнейшем будет учить сам – это дело, которому стоит посвятить жизнь. Мы, обучающие сегодня великому искусству педагогики новые поколения, помним, как эти уроки были преподаны нам. Мы благодарны и признательны, мы хотим быть похожими на него, мы стремимся быть лучше, но все мы – его ученики…

Выпускники исторического факультета СамГУ Наталья Анатольевна Санникова, Михаил Викторович Астахов – к. и. н., доценты кафедры отечественной истории и историографии; Вячеслав Николаевич Парамонов – д. и. н., профессор заведующий кафедрой отечественной истории СамГУ:

- Тридцать лет назад, солнечным сентябрьским утром мы впервые переступили порог университета. Причины и мотивы, которые привели нас на истфак, были различны: от романтически-неопределенных до рационально-прагматических, но все мы ждали с волнением и нетерпением первого знакомства с волшебным миром науки истории. Одним из первых наших преподавателей был Ленар Васильевич Храмков. Только теперь, по прошествии многих лет, мы понимаем, какая это была удача. Он читал нам курс «Введение в специальность», но только теперь стало ясно, что это был курс введения в жизнь и судьбу. Через три года мы вновь встретились с ним, он читал курс историографии. Историческая наука, персонифицированная в лицах и драматических коллизиях, окончательно убедила нас в том, что выбор мы сделали правильно, с этой наукой мы будем связаны всегда. Возможно, нам повезло больше, чем остальным: мы преподаем на родном факультете и работаем бок о бок с нашими учителями. Но и ответственность, лежащая на нас, велика: учить не хуже, чем учили нас, воспитывать новые поколения увлеченных, готовых к бескорыстному служению в наши новые, такие небескорыстные времена. Жизнь легка, когда есть образцы, работать легче, когда рядом Учитель, которому доверяешь, потому что знаешь: оградит, поможет, защитит, за ним – как за надежной каменной стеной. Какими словами сказать, как мы благодарны? Какой мерой измерить все, чем мы обязаны ему? У нас, которых он воспитал, есть свои ученики, и у наших учеников уже тоже есть ученики… Мы учили и учим так, как учили нас, стараемся – лучше, и помним главное: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться!».

РУКОВОДИТЕЛЬ

Виктор Яковлевич Мачнев, к. и. н., профессор декан социологического факультета, председатель профкома сотрудников  СамГУ:

- Занимая в течение 10 лет пост ректора Самарского госуниверситета, Л. В. Храмков сумел удержать ту высокую планку, которая была задана его предшественником, талантливым администратором В. В. Рябовым. Как руководитель Ленар Васильевич обладал редкой способностью, присущей только настоящим интеллигентам, – говорить со всеми, от уборщицы до профессора, в одной тональности. Он всегда был благожелателен, спокоен, но иногда умел говорить очень жестко: не кричал, не стучал кулаком по столу, но мог, не повышая голоса, сказать так, что это по степени воздействия было равносильно и крику, и удару.

Это был руководитель, обладавший и решительностью, и смелостью. Я помню эпизод, когда в 1989 г. в университете открывалась специальность «социология». Что такое была социология в сознании многих руководителей? Наука, которая не имела достаточно высокого статуса в нашей стране. У Ленара Васильевича хватило мудрости и смелости принять достаточно рискованное решение – открыть такую специальность в периферийном вузе. Наш университет стал одним из первых провинциальных вузов, где эта специальность была открыта. Можно сказать, ему мы обязаны своим существованием. Сегодня наши социологи успешны, известны, мы его не подвели.

С должности ректора Ленар Васильевич ушел добровольно и очень неожиданно для всех. Я хорошо помню тот Ученый совет, когда он, завершив заседание, попросил всех задержаться на 5 минут и объявил о своем решении. Это было неожиданно, ведь все мы за долгие годы уже привыкли к его совершенно особому, очень человечному и мудрому стилю руководства.

Неоднократно, беседуя со мной, он говорил: «Пока мы с тобой у руля, мы не должны делать ничего, что могло бы подорвать доверие к нам». Мы распределяли с ним автомобили – ни он, ни я не получили их. Мы распределяли квартиры – ни один из нас не улучшил своих жилищных условий. Мы распределяли дачные участки, причем в очень престижных местах – участков мы также не получили. Мы распределяли гаражи – у нас нет их до сих пор. В отличие от многих руководителей, он не построил себе никаких коттеджей. Достаточно было прийти в его дом, чтобы убедиться: всё, что там есть – скромнее скромного. Он часто говорил: «К нам, Виктор Яковлевич, никто не может предъявить претензий, что мы что-то делали ради своей наживы». Это была не просто его политика, это было его кредо.

Нина Андреевна Меркулова, доктор медицинских наук, профессор СамГУ:

- Будучи ректором, Ленар Васильевич очень много сделал для формирования коллектива университета. Особенно много – для формирования в коллективе духовного начала. Превыше всего он ценил в сотрудниках нравственные качества. И это чрезвычайно важно. Он очень много сделал для формирования кафедр и факультетов, ведь это был 1984 г., университет был еще очень молод. Были моменты, когда он хотел освободиться от своей высокой должности. Возможно, сейчас, когда обстановка так изменилась, ему было бы трудно руководить университетом. Но тогда университету нужен был именно он. И со своими задачами он справился блестяще.
 
Джон Поликарпович Мозговой, доктор биологических наук, профессор СамГУ:

- Это был человек, на которого всегда ориентировались. Есть руководители, которые добиваются этого силой, в приказном порядке, это – вожаки, как в животном стаде. Ленар Васильевич Храмков был лидером в самом лучшем, человеческом смысле этого слова, причем лидером прирожденным, чье влияние на людей определяется не силой, а глубиной и масштабом личности. Он был прекрасный руководитель - университет прекрасно жил. Ему удавалось руководить очень мудро, справедливо и хорошо. Сейчас бы у него, наверное, не получилось, потому что сейчас – ориентация не на то, чтобы давать, а на то, чтобы брать. Когда наступили новые времена всеобщей коммерциализации, он ушел, потому что не смог бы работать в таких условиях.

ЧЕЛОВЕК

Джон Поликарпович Мозговой, доктор биологических наук, профессор СамГУ:

- Это был человек, который умеет все. Академик, профессор, он все мог сделать своими руками. Я всегда сравниваю его со многими учеными, которые имеют чины и высокие звания, но руками сделать ничего не могут, ничего не понимают ни в жизни, ни в природе, не решали трудных вопросов, не бывали в трудных ситуациях. Это неправильные ученые, а он был правильный. Он прекрасно косил косой, мог управляться с лошадью и плугом, пахать на тракторе, скирдовать солому, мог запрячь коня, осла, вола поставить под ярмо, любой хозяйственный труд ему был по плечу. А еще он был охотник. Мог ночевать в лесу, на снегу, на болоте, в камышах. Лучшего стрелка я в жизни не видел. На лыжах тропил зайца, лису, куницу мог взять голыми руками, а это не многие умеют. Живая природа не была для него книгой за семью печатями.

Е. Н. Филимонова, к. и. н., доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ:

- Мы были знакомы 35 лет. Я училась у него и всю жизнь проработала под его началом. С ним из моей жизни ушла целая эпоха. Что было в нем главным? Наверное, бесконечная преданность профессии. Если у человека есть Дело, которому он служит, высокое и благородное, это накладывает на личность особую печать: можно идти по жизни прямо и, какие бы катаклизмы ни сотрясали окружающий мир, быть уверенным в том,  что смысл жизни не будет потерян и почва не уплывет из-под ног. Думаю, работа не однажды спасала его в социальных и житейских бурях.

Он относился к редкому типу людей,  которые не стремятся к власти,  не любят ее, она для них – бремя, но только таким людям власть и можно доверить. 10 лет ректорства были для него очень тяжелы, потому что бюрократические игры были ему чужды, лести он не выносил, интриги презирал, а мышиная возня вокруг «высокого кресла» приводила его в отчаяние. Поэтому его ректорство было временем самого справедливого и чистого руководства, насколько это возможно в рамках системы.

Он был бескорыстен настолько,  что это создавало трудности для близких к нему людей: сделать дорогой подарок – невозможно, откажется, попытки организовать юбилей – в штыки. В его 60-летие,  которое пришлось на период ректорства, были сложности: сказал,  что никуда не придет,  ничего не позволит и вообще уедет. Уговорили провести хоть какие-то скромные мероприятия, чтобы соблюсти бюрократические приличия и минимальный официоз. Достаточно было прийти к нему в дом,  чтобы понять, как мало он извлек выгоды из своих высоких должностей.

Он был ученый и педагог от бога, исследовать и преподавать было его призванием. Как не любил он собраний, заседаний и прочих бюрократических посиделок разного уровня! Во время ректорства как руководитель и видный ученый занимал 14 общественных должностей, так что в некоторые дни у него было по 7-8 заседаний, комиссий и т. д. Это была мука,  его было очень жаль. Он был совершенно не тщеславен и не честолюбив. Многим сидеть в почетном президиуме и что-нибудь вещать с высокой трибуны – так сладко и желанно,  ему же всегда было неинтересно.

Энциклопедичность его знаний потрясала. Без подготовки он мог прочесть лекцию почти по любой гуманитарной проблеме, был великолепным рассказчиком,  умел увлечь, развлечь, рассмешить, тонко чувствовал слушателя, умел быть понятным, был начисто лишен интеллектуального снобизма и никогда не ставил себя выше аудитории. С одинаковой увлеченностью мог беседовать и с академиком, и с полуграмотным казахским пастухом, и с нерадивым учеником.

Он был справедлив и добр, и каждый, кто с ним работал, испытал это на себе. Начальник может превратить жизнь в ад. С ним же работать было легко и приятно. Я никогда не слышала, чтобы он повысил голос на подчиненного, ругался или приказывал. Со временем я поняла, что это был его особый метод руководства – «любовью и лаской», а это иногда эффективнее самой жесткой метлы. Всё делалось быстро и хорошо, потому что все страшно боялись его подвести.

Это был истинно русский человек, гражданин и патриот в самом лучшем, не избитом смысле этих слов. Он был из тех, кто никогда бы не уехал из России, ни за какие блага, ни при каких катастрофах, для него всё – только здесь,  в этой стране и всё, что он делал, было для нее. В этом – высочайший смысл его жизни. Мы часто беседовали о том,  что происходит в России, и когда он говорил о некоторых вещах, особенно страшных и непоправимых, я видела, как боль искажает его черты. За эту боль я любила его больше всего.

Галина Сергеевна Шерстнева, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ:

- Это был человек глубокий и стабильный в плане нравственных ценностей. Он никогда ни перед кем не заискивал, не угождал, «не замирал в испуге перед ложью и перед подлостью». Время высветило лучшие черты его характера: широту души, духовную щедрость, честность, благородство, способность к поступку. Ленар Васильевич был мудро уравновешенным человеком в сфере жизненных интересов. Его возвышенное отношение к науке сочеталось со страстью к охоте и с неиссякаемым желанием мастерить, особенно плотничать и столярничать. Он любил хорошую книгу, живопись, воспринимал музыкальность поэзии. Темпераментный, органичный, удивительно жизнелюбивый, он всегда держался свободно, раскованно и, казалось, никогда не задумывался над тем, как остаться самим собой. Он был деликатен в общении и одинаково уважителен к вахтеру, студенту, преподавателю, был прост не только в научном творчестве, но и на службе, по жизни ставил «человека впереди всего видимого». Он защищал доверие людей, что, как известно, тяжкий крест и редко кому по плечу. А он нес его достойно, так же, как достойно жил.

Низкий Вам поклон. Вы навсегда в наших судьбах и душах. В Истории.



назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.