Студенческий портал о образовании в Самарской области
 
Поиск:
Найти
 
Главная страница
  По рубрике:

Фотогалереи

Архив газеты в PDF

 

14.09.2009 г. | Люди Версия для печати
В лабиринте философии

Текст: Беседовала Светлана Кудрявцева, филологический факультет   

Юрий Анатольевич Разинов
Юрий Анатольевич Разинов
Фото: Ольга Скрябина
Лонг-лист – это 39 лучших книг по философии, искусствознанию и истории, номинированных российскими издательствами и отобранных на основании экспертных оценок.

Конкурс по философско-гуманитарной мысли - первый такого рода в России. Его учредили в конце 2007 года Центр международных гуманитарных исследований, Институт философии РАН и философский факультет РГГУ. В жюри вошли В. Губин, А. Гусейнов, А. Доброхотов, В. Мартынов, О. Седокова и другие, а председателем стал В. Подорога.

Юрий Анатольевич Разинов  - кандидат  философских наук,  доцент  кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета. Номинация на премию «Лучшая книга года 2004-2006 гг.» оказалась для него приятной неожиданностью:

– О номинировании я узнал случайно, и, несмотря на то, что книга не попала в премиальный шорт-лист, мне очень приятно, что самарская философия прозвучала на столь высоком уровне. Одно соседство с такими значимыми именами, как В. Бибихин, П. Гайденко, А. Зиновьев, Б. Марков, А. Пятигорский, М. Эпштейн, М. Ямпольский и другие – дорогого стоит.

–  Наверное, первый вопрос, который задают в беседе с философом, звучит так: «Как вы пришли в философию?»

– То есть, как я дошел до такой жизни?.. Ну а если серьезно, вопрос не так прост, как кажется. Видимо, еще не наступило время, когда следует оглянуться назад, чтобы отдать себе отчет о пройденном пути. Хотя, конечно же, я могу высказать на этот счет некую философему. В жизни каждого человека случаются события, имеющие долгосрочный, отложенный эффект. С одной стороны, они дискретны и независимы друг от друга, в том смысле, что одно событие не порождает со стопроцентной необходимостью другое. И в этом смысле оно СОБЫТИЕ. А с другой стороны, некоторые события нашей жизни связаны между собой невидимой нитью, как бусинки, причем прочнее, чем это кажется на первый взгляд. Это некие первоначальные события (или события первоначал).

Отвечая на ваш вопрос, я могу привести два события из раннего детства, образующие ту самую ретроактивную цепочку, которая может привести к философии.  Первое событие. Летний полдень в деревне. Яркое синее небо. Я стою возле столба, по которому протянуты электрические провода. Представьте: черный, потрескавшийся, лощенный от дождя, солнца и ветра столб, который хочется погладить рукой. Я делаю шаг и вдруг слышу странные голоса, которые звучат прямо из столба – какое-то гармоническое звучание, настоящий хор духов. Страшно и любопытно одновременно. Я слушаю это пение и все элементы: небо, солнце, гармоническое созвучие – образуют целостность и единство, которое называют одним словом «Мир». Так вот, ретроактивно я полагаю, что это не что иное, как событие обретения формы мира – то, что можно назвать солнечной стороной метафизики.

Однако существует и другая, темная, трагическая сторона, и знакомство с ней так же связано с ранним детством. Дело в том, что моя бабушка до революции успела окончить четыре класса церковно-приходской школы, кое-что понимала в православных обрядах, знала наизусть псалмы, и ей это пригодилось в советское время в условиях острого дефицита ритуальных услуг. Насколько я помню, ее часто приглашали отпевать покойников прямо на дому. В результате я (будучи на ее попечении) часто оказывался в компании покойников. А что такое опыт смерти? Это, прежде всего, радикальный опыт самоотстранения. Сознание собственной смертности – это важный элемент в сознании собственного «Я», той реальности, которую так сложно ухватить и выразить. Опыт смерти совершает в нас опустошительное действие (этот мотив присутствует в буддизме), а ранний опыт – в особенности. Он буквально переворачивает мир, обнаруживая эту самую темную сторону метафизики.

Когда же эти две стороны сливаются в единство, как китайские инь и янь, то образуется та почва, на которой со временем вырастает философия. Но для этого необходимо еще одно условие – это, собственно, сами акты извлечения опыта. В первом случае  – это был опыт мира или, скажем так, «рая», во втором – опыт его утраты. Проблема в том, что не каждый оказывается способным к извлечению опыта. Точнее было бы сказать, что опыт – это и есть то, что нами извлечено из каких-то событий нашей жизни.

– А что или, может быть, кто способствует извлечению опыта?

– С моей точки зрения, это два разных вопроса. На первый нельзя ответить в принципе. На второй я могу дать следующий ответ: это некие проводники, медиаторы на территорию философии. Речь идет о людях, которые погружают вас в профессиональный язык и технику философствования, выдают вам некий «философский паспорт». Для меня профессиональная деятельность – это всегда сплав личного опыта и языка, в котором этот опыт может быть артикулирован. А для этого важна среда. Проблема, однако, заключается в том, что рамки философского сообщества Самары сильно ограничены, и одна из причин этого – отсутствие философского факультета. Странная вещь: в университете Наяновой и в Гуманитарной академии он есть, а у нас нет!

– А кто конкретно сыграл определяющую роль в выборе вашей будущей профессии?

–  Есть две фигуры, которые сыграли ключевую роль в формировании  моего профессионального движения. Это Вадим Николаевич Борисов, бывший заведующий кафедрой философии естественных факультетов, где я начинал работать, и Владимир Александрович Конев, нынешний руководитель кафедры философии гуманитарных факультетов, на которой я сейчас работаю. Это люди одной интеллектуальной и культурной генерации советской академической профессуры, образовавшейся в Новосибирском государственном университете, но разного научного и личностного темперамента. Как там у Пушкина? «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»... В. Н. Борисов произвел эффект встречи со строгой научной традицией, а В. А. Конев поразил меня своим творческим началом. Разница в том, что приверженность школе заставляет всегда оглядываться назад, но и осознавать собственные границы, в то время как творческий человек часто действует безоглядно. Совмещение этих двух аспектов деятельности в рамках одной кафедры (я уже не говорю о личности) оказывается весьма продуктивным.

– Но все это было потом, а сначала вы тоже были абитуриентом и стояли на пороге решения нелегкой, почти философской проблемы: кем быть?

– Для меня с самого начала было ясно, что по своему складу я гуманитарий. Какой факультет выбрать? Филологический не подходил, потому что я считал для себя малопривлекательным занятием пять лет находиться в женском коллективе, о философском факультете я тогда имел смутное представление, к тому же его как не было, так и нет в Самарском госуниверситете. Поэтому пошел на исторический.

– Отсутствие нужного факультета еще не препятствие для серьезного изучения философии.

– Совершенно верно, но если существует некая среда. На историческом факультете у меня было несколько единомышленников. Формой нашего приобщения к философии был кружок, где обсуждались философские тексты. Кстати, уже в студенческие годы я успел проработать все произведения Платона, что было бы труднее сделать на философском в рамках существующих учебных программ. Студенческие годы позволили мне полностью определиться со сферой своих интересов. Решение профессионально заниматься философией созрело примерно на третьем курсе, когда я понял, что выбранный факультет не соответствует моим запросам. К слову, на нашей кафедре мало людей, которые окончили философский факультет. И я не считаю это недостатком. Даже напротив: лучшим условием вхождения в философию является опыт и знания, приобретенные в других областях, что, на мой взгляд, является «прививкой» от догматизма узко заточенных профессиональных сообществ.

– После окончания университета у любого выпускника возникает вопрос: «Что делать дальше?» Человек снова встает перед выбором, и здесь уже важно не ошибиться.

– Если человек стремится застраховать себя от ошибок, то он уже ошибается. Не всегда можно понять, к чему и в какое место ты призван. У В. Цоя есть каламбур: «Все говорят, что мы вместе, все говорят, но никто не знает в каком». То же самое можно сказать о категории «профессионального призвания». На этом пути ошибок не избежать, и это не только личная, но и структурная проблема. Выбор будущей профессии подчиняется тем же законам, что и выбор стиля жизни, одежды, поведения, товара в магазине, наконец. Существуют социальные механизмы перехвата и перераспределения наших запросов, потребностей, желаний. В своей книге об объективной ошибке я использую понятия «перехваченный субъект» и «субъект по доверенности». Речь идет о том, что в социальной жизни действуют незаметные механизмы конструирования наших предпочтений и наших действий. Человеку кажется, что это он совершает выбор, в то время как этот выбор в известном смысле уже предопределен, как, например, в случае с покупкой товара. Вам кажется, что вы реализуете собственное желание, в то время как оно перехвачено рекламой и перераспределено индустрией потребления, превращающей современного человека в шопоголика. И в этом смысле выбор всегда идет впереди нас. Точно так же человек выбирает профессию. Когда абитуриент решает поступать на какой-либо факультет, то зачастую он находится под гипнозом того, что об этом говорят родители, друзья, школьные учителя, каковы престиж и социальные перспективы данной профессии. Призвание путается с признанием. Лицо – с  маской. Человек становится «субъектом по доверенности». В своей жизни мы носим множество масок: колпак философа, мантию декана, кепку начальника, маску мужа и так далее. Одной из таких масок является наше «Я», которое мы в силу языковой привычки называем «собственным».

– Книга «“Я” как объективная ошибка» не единственная ваша работа? Какая философская проблема вас занимает в настоящее время?

– Из написанного стоит отметить участие в коллективной монографии «Ничто и порядок». Ряд журнальных статей получил отклик и размещен на интернет-сайтах. Что касается моих актуальных интересов, то они простираются в сферу онтологии заблуждения. Заблуждение, как я его понимаю, – это не просто побочный продукт на пути к истине, а необходимое условие самой истинности. В этом контексте меня интересует то, что я бы назвал «Метафизикой кривых троп». В частности, я планирую приступить к монографии, посвященной метафизике лабиринта. Лабиринт – это древнейший и очень важный символ культуры, связанный с идеей пути и тех превратностей, которые на нем возникают. Лабиринт – это пространство удлинения и усложнения пути, а также внутренней метаморфозы блуждающего в лабиринте. Настоящая испытательная машина для всякого, кто отправился в путь, кто находится в состоянии перехода, что и соответствует статусу абитуриента (от латинского abituriens – «уходящий»).

назад



Последние новости:
23.05.2012 г. На площади Куйбышева 18 мая состоялся фестиваль Red Rocks Tour, проходящий под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014».

14.05.2012 г. В Самаре 22 и 23 апреля прошли гастроли солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Николая Мохова.

10.05.2012 г. 20 апреля в Самаре стартовала общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

25.04.2012 г. В спортивно-оздоровительном комплексе СамГУ «Дельфин» состоялся чемпионат по плаванию.

06.04.2012 г. Двадцать девятого марта на базе СамГУ кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов провела региональный этап конкурса на знание иностранных языков «Полиглот» среди студентов Самарских вузов.


Количество размещенных заметок на сайте - 930 шт.

 
Архив газеты «Самарский университет» с 2002 по 2006 гг.

2006 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2005 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2004 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2003 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь

    2002 год

январь июль
февраль август
март сентябрь
апрель октябрь
май ноябрь
июнь декабрь


 
Главная страница
Яндекс.Метрика
© 2007-2014 «Универсайт»
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.